Техника - молодёжи 1979-02, страница 7

Техника - молодёжи 1979-02, страница 7

УДАРНАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ

не выдержит транспортировку подобных махин. Поэтому объемы реакторов, а естественно, и мощность их были ограничены нормативными габаритами. Но ведь эти габариты не помеха для речных и морских перевозок. И отнюдь неспроста «Атоммаш» строят на самом берегу Цимлянского моря — отсюда, с канала «Волго-Дон», а потом по рекам и морям открывается путь почти в любой район нашей страны.

Но как же обработать такие колоссы на заводе? Здесь, в цехах, особенно ясно, как трудна эта задача. Корпус будущего реактора состоит из своеобразных колец — обечаек. Их надо состыковать, сварить. Потом проваривается общий продольный шов, встраиваются патрубки — выводы различных труб, пронизывающих тело реактора. Ведь в него надо вводить топливо, воду, уносящую тепло, всякого рода регулирующую и предохраняющую аппаратуру. Заканчиваются сварочные работы обустройством «дна» и «крыши» реактора. И на всех швах не должно быть никакого изъяна, ни одной, даже самой микроскопической трещинки. Поэтому сварка на «Атоммаше» считается наиболее сложной и ответственной операцией во всей технологии. Впрочем, термообработка, которую проходит реактор, тоже не из легких процессов. Попробуйте-ка гигантское изделие целиком * запихнуть» в печь... Вот откуда истоки гигантизма — сверхмощные станки, громадные мостовые краны, способные поднять, перенести с места на место многотонные заготовки. Поэтому и расстояние между колоннами цеха составляет 36 м — такого не знает ни одно производство в мире. Наверное, только здесь можно увидеть печи длиной 25 м при 10-метровой ширине и высоте. В них подвергается равномерному нагреву весь корпус реактора целиком. Такая печка не только велика, но и сложна. В ней монтируются мощные линейные ускорители для радиографического контроля сварных швов, ультразвуковые установки, оборудование для люминесцентного и магнитопорош-кового контроля и прочие приборы.

Гигантизм и стерильность — понятия, кажется, не очень совместимые. Но именно такое совмещение и предусмотрено в цехах завода, предусмотрено самой технологией производства. Здесь все должно быть абсолютно стерильно. Ни одна пылинка не имеет права попасть внутрь атомного реактора при его изготовлении. Чистота хирургической клиники, не меньше, требуется для сборки корпуса реактора. Поскольку это условие лежит в основе самой работы предприятия, проектировщики придума

ли довольно сложную в техническом отношении «мойку» для будущих деталей. Кроме того, бетонные стенки цехов покрываются особыми «грязеотталкивающими» пластиковыми панелями и лаками.

«Атоммаш» — предприятие весьма специфичное. Даже опытным специалистам — рабочим и инженерам, из которых собирается новый рабочий коллектив, — многому необходимо учиться и многое нужно переосмысливать заново. Поэтому строительство завода и учеба его создателей неотделимы и идут рядом.

ШКОЛА КАК ШКОЛА

Школы молодых ученых при «Атоммаше» стали уже традиционными. Ежегодно собирают они множество научных работников, инженеров и техников со всех концов страны. Интересные лекции, семинары, где можно обменяться опытом, поспорить об истинности различных, порой только-только появившихся и еще незрелых идей, приобрели немалую популярность и стали почти постоянны. Это и понятно: ведь специалистов, призванных действовать именно на этом комбинате, никто не готовит. Они, так сказать, учатся на ходу. И польза от таких семинаров и лекций для всех, кто так или иначе связал свою судьбу с «Атом-машем», очевидна.

Взять, например, сварку. Казалось бы, чего проще — старый технологический процесс, известный давным-давно. А вот здесь, на «Атоммаше», где приходится сваривать громадные конструкции, где к сварочным швам предъявляются особенно строгие требования, иногда даже опытные сварщики теряются. Поэтому вот уже два года инженерно-технический персонал «Атоммаша» слушает лекции о современных методах сварки. Рабочие проходят теоретическую подготовку в ЦНИИТМаше в Москве, а практику — на знаменитом Ижор-ском заводе, где выпускается продукция, которой суждено стать основной для «Атоммаша».

Многие молодые инженеры, направленные сюда, знакомы с проблемами атомной энергетики лишь приблизительно, из обзорных лекций и популярных брошюр. И если сварщиков все-таки где-то учат, то атомному машиностроению не учит пока никто и нигде. Поэтому задачу учиться со всей остротой поставили перед комсомольцами «Атоммаша» ЦК ВЛКСМ и Совет молодых ученых при ЦК ВЛКСМ во главе с вице-президентом АН СССР, академиком Е. Велиховым. Вначале были организованы «челночные заня

тия», когда периодически на «Атоммаш» приезжали крупные специалисты и читали лекции. А совсем недавно родилась школа, которая будет действовать ежегодно.

В конце занятий перед строителями выступил главный инженер «Атоммаша» С. Елецкий: «Мы собирались здесь, чтобы поучиться у практиков атомной промышленности, получить <из первых рук информацию для молодежи нашего только что складывающегося коллектива, наладить контакты с эксплуатационниками. Это лишь начало. Мы будем учиться постоянно, не покладая рук — без этого мы просто не сможем освоить современную технику».

Широко освещались на занятиях в школе вопросы технологии, конструкционных материалов, методов механической обработки металлов, методов контроля качества и т. д. Лекции о современной сварке и о методе наплавки (применительно к изделиям «Атоммаша») читал, например, кандидат технических наук О. Каковкин. Он сотрудник ЦНИИТМаша — научного учреждения, которое курирует все сварные работы атомного машиностроения, посещает комбинат по нескольку раз в год. Немало времени проводят в лабораториях этого института и молодые инженеры и рабочие ♦ Атоммаша» — изучают технологию, учатся.

По окончании занятий участники школы-семинара при «Атоммаше» поделились со мной своими мыслями и впечатлениями.

Василий Мищенко, инженер-сварщик «Атоммаша», председатель совета молодых специалистов: «Я занимаюсь сваркой давно, но семинар в школе дал мне столько нового, полезного и даже совершенно необходимого, сколько я не получал за последние два года. Ценно еще и то, что я лично познакомился со многими интересными специалистами в области сварки, завел с ними деловые контакты».

Игорь Тутнев, научный работник Института атомной энергии имени И. В. Курчатова: «Школа удалась. Мы наладили прямые контакты с «Атоммашем». Комитет комсомола нашего института предложил всем участникам школы-семинара составлять реферативные журналы по отдельным темам и направлять их в «Атоммаш». Это будет хорошим подспорьем коллективу ».

Александр Остапович, сотрудник Ижорского завода: «Главное достижение школы — многочисленные личные контакты. Для меня, например, были чрезвычайно полезны встречи с учеными, занимающимися автоматизацией инженерных расчетов, а также из Института электросварки имени Патона».

5

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. И.Т.мищенко Умелые руки

Близкие к этой страницы