Техника - молодёжи 1979-03, страница 40

Техника - молодёжи 1979-03, страница 40
ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ

Рассказывают, что в районе гигантского Шебелинского газоконден-сатного месторождения, которое находится в Днепровско-Донецкой впадине на Украине, пастухи не любили пасти овец. Если отара оставалась в какой-нибудь низине на целый день, обязательно несколько овец умирало. А ведь газовые горизонты Шебелинки находятся на глубинах порядка двух тысяч метров. Месторождение открыто всего лишь двадцать лет назад. А случаи гибели овец отмечались и сто и двести лет назад.

И наша задача — уловить сигнал недр, оценить значимость полученной информации и стартовать в глубь Земли.

От теории к практике

Разработку метода начали со сбора и обобщения многочисленных фактов об изменчивости определенных растений и приуроченности их к рудным районам. Особое внимание исследователи уделили растениям, имеющим глубокую корневую систему: астрагалам, саксаулу, кустарниковой солянке. Все растения, питаясь, производят так называемые «солевые вытяжки» из почвы и рыхлых горных пород.

Сущность поискового метода заключается в обнаружении расположения рудных месторождений в зависимости от почв и растений. Месторождение как бы посылает «передовой отряд» — наиболее подвижные химические элементы — узнать: а нельзя ли продвинуться вверх, на новые позиции? На практике же биогеохимическая съемка состоит из целого ряда последовательных операций, из которых наиболее важными являются отбор и анализ почв и растений на содержание металлов.

Собранные растения просушивают и сжигают. Затем сырую золу прокаливают при высокой температуре. Конечный этап технологического процесса — спектральный и химический анализ золы на содержание металлов. Если геологам и геохимикам, проводившим разведку и собиравшим пробы почв и растений, сопутствовала удача, мы услышим четкие рекомендации: на этом участке будет медно-молибде-новое месторождение, здесь залегает свинец, а там никель.

Применять биогеохимический метод для поиска рудных месторождений возможно практически круглый год: летом и осенью — по анализу листьев деревьев и травянистых растений, зимой и весной —

92 5

по анализу веток, коры и древесины деревьев. Еще один немаловажный аргумент в пользу метода: при классических геологических и геофизических методах разведки приходится довольствоваться полевым сезоном в пять-шесть месяцев, остальное время геологи проводят в городе и занимаются обработкой полученных данных.

Теперь на очереди конкретные результаты.

Двадцать лет назад Александр Виноградов и Дмитрий Малюга по гумусовому слою почвы и золе растений обнаружили в Тувинской АССР медную жилу. На следующий год Малюга тем же способом открыл медно-молибденовое месторождение Каджаран в Армении. По золе листьев березы открыто Шипилинское месторождение меди в Хакасии и Октябрьское месторождение железа в Восточной Сибири. В Узбекистане с помощью «опробования» вишни, миндаля, жимолости и зверобоя открыто медно-молибденовое месторождение Са-ры-Чеку. Казахские геохимики, анализируя полынь, арчу и зверобой, обнаружили Ежевичное месторождение полиметаллов, а на месторождение меди Фланговое указали полынь и ковыль.

Широкое развитие получил биогеохимический метод и за рубежом: в США и Канаде, в некоторых странах Западной Европы и Центральной Африки. Так, в США открыты урановые месторождения Ла-Вентана-Меса, Еллоу-Кэт-Меса, Питтсбург-Парк, Литл-Ева. В Канаде биогеохимическое исследование хвои и ветвей хвойных деревьев закончилось редкой удачей — открытием медно-молибдено-вого месторождения Бетлехем и второго в мире месторождения молибдена Эндако. В Англии, в провинции Корнуэлл, по золе вереска найдены месторождения вольфрама и олова.

Наверное, читателю будет интересно познакомиться с еще одним принципиальным достижением биогеохимического, или геоботанического, метода — с выявлением универсальных (строго приуроченных к определенным условиям химической среды) и локальных (лучше приспособившихся к рудным зонам) индикаторов. Индикаторами являются те наземные растения, которые наиболее четко отражают ландшафтные геохимические условия (химический состав почв, пород и подземных вод). К таким универсальным растениям относятся смолка (на медь), фиалка (на цинк), силена (на кобальт), астра (на селен), астрагал (на селен, уран). К локаль

78,96 238,029 СЕЛЕН УРАН

2р'

yf-

BNi

10,81 58,70 ^ БОР НИКЕЛЬ

ным — солянка (на бор), бурачок (на никель), мох (на медь), рута (на цинк), жимолость (на серебро, золото), хвощ (на золото).

И все же геоботанический метод, как и любой другой, не дает стопроцентной гарантии. Так, например, одни и те же растения описываются в разных районах как индикаторы свинца или цинка. А вот растения-индикаторы меди более надежны. Они в основном относятся к трем семействам: гвоздичных, губоцветных и мхов.

Александр Виноградов был энтузиастом и великолепным пропагандистом геоботанического метода. В Советском Союзе работает многомиллионная армия его последователей и продолжателей. Соратник и ученик Виноградова Дмитрий Малюга, например, подметил, что над свинцово-цинковыми жилами растут маки с различной махровостью цветков, черный крест на лепестках того же мака — индикатор на медно-молибденовое оруднение, а никель вызывает хлороз и белую пятнистость на листьях, уменьшение лепестков венчика, уродливые формы. Укороченный корень — индикатор на алюминий, а желтые листья с зелеными прожилками — на хром.

Итоги и перспективы

Геоботанический метод усилиями Александра Виноградова, Дмитрия Малюги и их последователей доказал свою жизнеспособность в качестве поискового средства и право на широкое внедрение. Существуют целые отряды естествоиспытателей, работа которых основана именно на геоботаническом методе. Например, в Бурятии успешно работает геологическая группа под руководством Александра Ковалевского.

Ковалевский, обладающий незаурядными организаторскими способностями, сплотил вокруг себя большой коллектив энтузиастов метода Виноградова. Уже двадцать лет они проводят полевые исследования. Им помогают химики-аналитики многих геологических организаций Сибири. За это время проделана огромная работа: отобрано 50 тыс. проб, в которых проанализирован в общем 1 млн. элементов. Основной район деятельности этой группы — Байкало-Амурская магистраль.

Есть все основания полагать, что в недалеком будущем на географическую карту трассы века будут нанесены новые месторождения, открытые при непосредственном участии «зеленого листа».

* 28 79

196,9665 ЗОЛОТО