Техника - молодёжи 1979-04, страница 26

Техника - молодёжи 1979-04, страница 26

в гости

К НЕПТУНУ

АЛЕКСАНДР ДУРНЕВ, инженер

Американский астронавт Скотт Карпентер, позже ставший гидронавтом, как-то заметил, что на дне Мирового океана заключены неизмеримые богатства. Лежат они «в каких-нибудь 300 м от танцевальной площадки роскошного океанского лайнера, но добраться до них труднее, чем исследовать обратную сторону Луны».

За какие-то полтора-два десятилетия изучение и освоение Мирового океана превратилось в одну из важнейших проблем. Не только наших дней, но и будущего: ведь во владениях Нептуна таится колоссальный экономический потенциал, с помощью коего можно будет удовлетворить продовольственные, сырье* вые, энергетические и прочие потребности почти всех государств мира. Ограничимся лишь двумя примерами: траулеры, плавающие под всеми флагами, добывают ныне до 60 млн. т рыбы в год. По мнению же экспертов ФАО, к 1985 году эта цифра наверняка удвоится. Причем не учтены не тронутые еще человеком громадные запасы богатого белком планктона. А полезные ископае-

ОКЕАН И МЫ

мые? Хоть здесь такой термин и не совсем к месту, напомним, что в океанской воде содержится

90 млрд. т йода, 5 млрд. т урана, не меньше 10 млн. т золота, необходимого не только ювелирам, но и промышленности. А на дне ждут своего часа россыпи конкреций редких металлов.

Заинтересованы в разработках подводных сокровищ и мы. Ведь берега Советского Союза омывают 14 морей, причем 8 из них непосредственно граничат с Мировым океаном. И большая часть их приходится на долю Севера и Дальнего Востока. Именно оттуда суда устремляются в дальние плавания,, там тянется единственный в своем роде Северный морской путь и промыш- * ляют сотни рыболовных судов — от крохотных сейнеров до могучих плавучих заводов. В дальневосточных морях раскинулись огромные поля ламинарии — очень вкусной водоросли, применяемой более чем в 25 отраслях промышленности.

Шаги в пучину

Но для того чтобы воспользоваться этими богатствами, нужно освоить океан так, чтобы почувствовать себя в нем буквально как рыба в воде. До последнего времени сие было всего лишь прекрасным мечтанием.

Прав, конечно, был Жак Ив Кусто, утверждая, что «для исследования океанских глубин необходимы обитаемые подводные аппараты, построенные специально для подводных работ». Необходимость всегда была

лучшим двигателем прогресса, именно ей обязаны своим существованием и эти устройства.

Сейчас их историю условно делят на три этапа. До 60-х годов были отдельные попытки соорудить глубоководные аппараты. В следующем десятилетии их стало много, одновременно начались эксперименты в подводном мире. Наконец, 70-е годы ознаменовались не только комплексным изучением проблем Мирового океана, но и созданием специализированных исследовательских субмарин и прочих устройств аналогичного назначения, включая подводные дома и лаборатории.

Не вдаваясь в детали их довольно сложной классификации, заметим, что различают привязные аппараты, прочно соединенные с кораблем-базой кабель-тросом и передвигающиеся самостоятельно. К последним относится наша «Северянка», совершавшая научные рейсы своим ходом, и глубоководные технические средства с ограниченной дальностью плавания. В нужный район их доставляет буксировщик или носитель. Кроме того, подводные корабли принято относить к одной из четырех групп. В первую входят различные аппараты для изучения континентального шельфа (максимальная глубина погружения 600 м), во вторую — исследователи материкового склона (2 тыс. — 3,5 тыс. м). К абиссали — ложу океана, находящемуся в 6 тыс. м от поверхности, — спускаются представители третьей группы. А предельные глубины (вроде Марианской впадины) доступны лишь