Техника - молодёжи 1979-04, страница 31Yk ^ Скульптор блестяще справляется со своей задачей. Вот оно, совсем как живое, лицо Игоря Васильевича Курчатова. Сосредоточенный взгляд, внешнее спокойствие и огромная внутренняя сила. Вот утон-ченно-ироническая улыбка на губах великого француза Жолио-Кю-ри. Вот вдохновенный лоб и растрепанный водопад бороды бессмерт ного Леонардо. Даже не верится, что все это из дерева... Впервые я увидел скульптурные портреты ученых на выставке Коненковой в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. С каким волнением ученые разных стран подходили к этим портретам, восхищались ими, спорили вокруг нйх! Второй раз я видел их на экспозиции Коненковой во Дворце культуры автозавода имени Лихачева. Многочисленные посетители выставки были в восторге. — Мне давно пришла в голову идея создать серию портретов мировых мудрецов и ученых, — рассказывает скульптор. — Много работая с деревом, создавая скульптуры, я неожиданно пришла к мысли о передаче образа человека через барельеф, вырезанный из дерева. Это даже не барельеф в обычном его понимании, — продолжает художник, — это попытка передать облик и характер своеобразным намеком на барельеф; где царапина, где надрез — игра света и тени как бы завершает изображение. Не мне судить, как это получилось, но как автор в процессе работы я получила подлинное удовлетворение. Мы знаем скульптора Дину Коненкову не первый год. Пораженные, останавливались мы перед серией скульптур, передававших в поэтическом восприятии пленительное ощущение женственности. Женские лица с загадочной улыбкой. Ощущение умиротворенности, покоя На снимках: Дина Коненкова Скульптор (вверху). Вышедшие из-под резца скульптора портреты великих ученых всех времен и народов: Леонардо да Винчи, Ймитрий Менделеев и Фредерик [олио-Кюри (внизу слева направо), Игорь Курчатов и Поль Дирак (справа). и красоты. Поэзия плавного движения. Лица-символы, живая аллегория обаятельных образов. Но не только это волнует нас. Возмужавший резец скульптора обратился к крупным композициям, также выполненным из дерева. Ее большая работа «Реквием павшим — память живым» безусловная удача автора. Казалось бы, на огромных деревянных досках плоскостные человеческие фигуры. Но фигуры смело овладевают пространством, передавая сдержанные ритмы жизни и онемевший покой тех, кто уходит в небытие. Тема гражданственности не случайна в творчестве Коненковой. Ее работы «Набат», «Революционная Россия», «Маяковский на трибуне» — ярко просматриваемая линия творчества скульптора. В воплощении этого направления искусства наглядно проступает мастерство учителей: И. Шадра, С. Голубкиной, С. Коненкова, Н. Мухиной. Однако у Д. Коненковой не повтор, это подлинная учеба у знаменитых мастеров с сохранением собственного творческого «я» своеобразного художника. Вот почему галерея портретов ученых, выполненная в такой необычной манере, является сегодня, пожалуй, единственной в мире. До этого мне не приходилось встречать аналогов ни по характеру исполнения, ни по широкому подбору имен. Хочется пожелать автору новых успехов в продолжении серии гениев человечества, в творческом осмысливании их вклада в мировую сокровищницу культуры. Непонятно только, почему до сих пор Союз художников, несмотря на многочисленные персональные выставки, благожелательные отклики прессы и признание скульптора со стороны рабочей и ученой аудиторий, не уделяет ей должного внимания. Талантливый художник заслуживает поддержки и поощрения, а ее работы должны быть показаны широкому зрителю, чтобы получить от него заслуженную оценку. ВАСИЛИЙ ЗАХАРЧЕНКО V- 'NV^: if4 / > ' * Л . > ' /*«> ' * ' - «сШг
|