Техника - молодёжи 1979-04, страница 33

Техника - молодёжи 1979-04, страница 33

ПЕНЖИНСКОЙ ГУБЫ

наш спец. корр.

гни, говорил советский ученый. Ведь и людям энергия нужна не в одинаковом количестве в течение всех суток (утром и вечером — больше, а ночью намного меньше). Значит, дело в том, чтобы совместить волны приливной энергии с «волнами» ее потребления.

Решение было найдено в применении обратимого капсульного гидроагрегата, который благодаря горизонтальному положению и обтекаемости своих обводов может высокопроизводительно работать в обе стороны — в прилив и в отлив. И самое главное — не только как турбина, но и как насос. Благодаря такой возможности при совпадении часов слабой нагрузки тепловых электростанций (чаще всего ночью) со временем полной (или малой) воды гидроагрегат ПЭС, обращаясь в насос, использует мощность недогруженных ТЭС, чтобы подкачать уровень бассейна выше уровня прилива в море (или откачать ниже уровня отлива). Это позволяет выдать энергию независимо от того, когда океан сделает свой очередной «вдох» или «выдох», а в зависимости от потребностей людей. Запасенная энергия реализуется агрегатами (теперь уже работающими в турбинном режиме) по мере надобности в часы пиковой нагрузки.

А ослабление мощности ПЭС во время слабых приливов можно компенсировать энергией, запасенной в водохранилищах речных ГЭС в период высоких приливов, когда ПЭС вырабатывают энергии больше всего.

Эта схема работы ПЭС в современной энергосистеме, предложенная JI. Б. Бернштейном в его монографии, была разработана также французскими учеными Р. Жибра, JI. Вантруа. Во Франции капсуль-ные агрегаты применили на построенной в 1967 году и успешно работающей сейчас ПЭС «Ране» мощностью 240 тыс. кВт.

Это была первая промышленная приливная электростанция, в которой человек заставил работать прилив в ритме солнечного времени. Это можно было бы считать настоящим триумфом, если бы не пришло одновременно и разочарование: ПЭС оказалась в три раза дороже речной ГЭС.

Возможности значительного снижения стоимости приливной электростанции открыла опытная Кисло-губская ПЭС, построенная в нашей стране в 1968 году на берегу Барен

цева моря. Главный инженер проекта и строительства этой станции JI. Б. Бернштейн предложил наплавной способ ее возведения. В нем-то и заключалась перспектива экономической эффективности.

Кислогубскую ПЭС построили на берегу в строительном доке на мысе Притыка близ Мурманска. А потом в готовом виде на понтонах отбуксировали на плаву в губу Кислую (см. фото). Ажурная, легкая конструкция блока позволяла это сделать.

В губе Кислой здание ПЭС посадили на заранее приготовленную для нее «постель», пригрузив балластным песком (плотину здесь строить не пришлось — ее заменила естественная узкая горловина).

При таком способе строительства удалось избежать дорогостоящих работ по осушению котлована, возведению перемычек и подсобных сооружений. А если учесть, что все это избавляло от необходимости строить станцию в створе в малообжитом районе, то станет понятным исключительная эффективность такого решения. Не случайно станция демонстрировалась на всемирной выставке «Океан-75» в Японии под девизом «Маленькая станция, родившая большие надежды». Эта же мысль запечатлена на фронтоне здания: «Кислогубская ПЭС открывает перспективу получения могучей энергии прилива Белого и Охотского морей».

Работа над этой проблемой ведется в институте Гидропроект имени С. Я. Жука. О реальных возможностях создания мощных приливных электростанций, венцом которых будет невиданной мощности Пен-жинская ПЭС на побережье Охотского моря, мы ведем разговор с автором проекта Л. Б. Бернштейном.

— О Пенжинской ПЭС, конечно, нельзя говорить, не рассказав о развитии проблемы вообще. А поэтому начнем с вопроса: каковы перспективы использования в крупных масштабах энергии приливных электростанций в нашей стране и за рубежом?

— Общий энергопотенциал прилива, поддающийся реальному использованию для производства электроэнергии, — 2—3 триллиона ки-ловатт-часов в год. Если учесть, что современное производство электроэнергии составляет 7 триллионов киловатт-часов в год, а к концу века составит 30—35 триллионов, становится очевидным, что сама по себе приливная энергия не является панацеей в решении глобальных проблем энергетики. Но при напря-

ЗАДАЧА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ И ДАЛЬШЕ НАРАЩИВАТЬ НА ВОСТОКЕ СТРАНЫ ДОБЫЧУ УГЛЯ, НЕФТИ, ГАЗА, ПРЕЖДЕ ВСЕГО ТЮМЕНСКОГО, ПОЛНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОГРОМНЫЕ ГИДРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЭТИХ РАЙОНОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АЛЮМИНИЕВОЙ, ЦЕЛЛЮЛОЗНОЙ, НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ И ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

«Об итогах поездки Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнева в районы Сибири и Дальнего Востока»

женном энергобалансе и необходимости экономить традиционное топливо приливные электростанции для ряда регионов могут иметь решающее значение. Мощные ПЭС можно построить на побережьях Канады, США, Франции, Англии, Индии, Австралии и, конечно, СССР, а это значит сэкономить миллионы тонн дефицитного топлива.

Обсуждение в Канаде нового проекта ПЭС Камберленд показало экономическую обоснованность этой установки мощностью 1 млн. кВт. К строительству ее намечено приступить в 1980 году. Вслед за ней намечается осуществление проекта ПЭС Коубквид мощностью 3,8 млн. кВт. Строительство этих установок предполагается закончить к 1990 году. Обе эти станции должны сыграть решающую роль в энергоснабжении Атлантического побережья Канады. Проектируется ПЭС Северн в Англии мощностью от 4 до 7 млн. кВт. В 1980 году предполагается начать строительство ПЭС мощностью 1 млн. кВт в Южной Корее. Проблема исследуется в Австралии, Индии.

В нашей стране приливные электростанции могут быть созданы на Белом море, где приливы достигают высоты 8—9 м. Разрабатываются проекты Лумбовской ПЭС мощностью 0,5 млн. кВт и Мезенской мощностью 10 млн. кВт.

СМЕЛЫЕ ПРОЕКТЫ