Техника - молодёжи 1979-04, страница 43

Техника - молодёжи 1979-04, страница 43

важность проблемы в первую очередь для Камчатки.

Здесь имеются четыре термальных района, высокая температура (250—300° С) в недрах которых позволяет использовать перегретый пар для электростанций: 1. Паужет-ский, где с 1966 года работает электростанция на 5 тыс. МВт, с возможностью повышения мощности до 50 тыс. МВт, а при использовании других источников этого района — до 150 тыс. МВт. 2. Мут-новский, где проектируется перевод ТЭЦ на термальную электростанцию с 200 тыс. МВт. 3. Кроноцкий, мощность которого оценивается в 900 тыс. МВт, и 4. Киреунские источники с расчетной мощностью 50 тыс. МВт. Но на Камчатке гораздо больше источников, тепло которых (до 90° С) может быть использовано для отопления. Имеются и свои сложности. Требуется бурение большого количества скважин, сочетание закачки воды, с одной стороны, и отвода перегретого пара — с другой, обеспечение сохранности его тепла при передаче на электростанцию и т. д. Но, по-видимому, проблема промышленной геотермии к 1990 году может быть решена.

Вулканы — явление не только земное, но и планетарное. Открыты грандиозные следы вулканической деятельности на Луне, Марсе, наверно, есть они и на Венере.

Самым впечатляющим открытием со времен космической эры Сергей Александрович считает марсианские вулканы. Вместо нашумевших, но не существующих каналов на Марсе были неожиданно открыты вулканы. Да еще какие! Высота

одного из них достигает 28 км, а диаметр около 800 км! Эта вулканическая «постройка» способна перекрыть Гавайские острова. Да что там Гавайи, весь Кавказ, включая самый большой вулкан Европы — Эльбрус.

Вулканическая деятельность на Земле тоже огромна. Масса поднятого извержениями наружу материала очень велика и составляет ежегодно более 1 км3 (не считая извержений на дне океана, о которых еще мало известно). На протяжении истории Земли продукты извержения могли бы образовать слой в несколько десятков километров по всей поверхности. Но эти отложения быстро разрушаются и смываются водами, тогда как на Луне они сохраняются почти нетронутыми миллионы лет.

Даже при популярном изложении Сергей Александрович избегал неточностей или преувеличений. При всей его сдержанности чувствовалось глубокое увлечение своей проблемой и гордость за институт, единственный в Советском Союзе и самый крупный в мире! Нам институт понравился, но уж очень он далеко. Директор выразил некоторое удивление, из которого мы сразу поняли, что другого места, кроме Камчатки, для такого института просто не может быть. Ведь СССР после Индонезии самый крупный «владелец» вулканов. Мы не преминули пошутить, что это прозвучало так, будто для нашей страны это бог знает какое благо. На это последовало серьезное пояснение, что вулканы при всех их разрушительных действиях приносят и много пользы. С ними связа

ны образования рудных месторождений на земле и на дне океанов, геотермального тепла, при их извержении на поверхность земли выносится много минеральных веществ, которые после разложения и обработки служат хорошими удобрениями. Они, кроме того, важнейший показатель малоизученной внутренней жизни нашей планеты.

Невольно закралось подозрение, что Сергей Александрович очень любит эти вулканы. В институте разработан метод предсказания их извержений, и он, по-моему, с нетерпением ждет, чтоб эти извержения наступили, и именно в тот срок, который был определен, и при этом, чтоб они были бы «самыми-самыми» во всех отношениях.

Но почему институт на Камчатке?

Оказывается, что более 12% действующих вулканов мира (их около 600) находится в Советском Союзе, из них 28 — на Камчатке, да еще 40 — рядом, на Курильских островах. Таким образом, Камчатка — самый активный вулканический район нашей страны. Надо сказать, что потухшие и действующие вулканы — понятия несколько относительные, определяемые совсем недолгой (по сравнению с возрастом планеты) человеческой памятью. Так, например, более 200 лет не проявлял себя вулкан Кракатау (между островом Суматрой и Явой) и считался окончательно погасшим, пока в 1883 году не взорвался с такой мощью, что его было слышно за 3 тыс. миль. Или наш Эльбрус, тоже считается «спящим», а в легендах народа он упоминается не иначе как «огнедышащий».