Техника - молодёжи 1979-05, страница 24лил штшшш Доклад № 70 «Программа КЭЦ> ИГОРЬ КОЛЬЧЕНКО, кандидат философских наук Современную мировую науку об освоении космоса нельзя понять без знания истории русской науки о мироздании и судьбах цивилизации во вселенной. Еще в конце прошлого века отечественные естествоиспытатели заложили основы принципиально нового подхода к природе и человеку с «космической точки зрения». Исходя из их учения, человеческое существование обретает качественно иной смысл, поистине бесконечную размерность. Отблески подобного мироощущения встречаются в истории и других народов, но только русские мыслители построили на его основе целостное миро-и жизнепонимание, наиболее полно выраженное в трудах К. Э. Циолковского. И очень часто нынешние ученые, философы и фантасты, пытающиеся заглянуть в космическую эру человечества, вольно или невольно повторяют, варьируют или вновь «открывают» идеи основоположников «русского космизма». Вот почему изучение их творчества помогает увидеть корни многих сегодняшних и будущих устремлений в освоении космоса, постигнуть подлинное значение русской мысли в истории мировой культуры. ГДЕ МЫ ЖИВЕМ! «Ракета для меня только способ, только метод проникновения в глубину космоса, но отнюдь не самоцель, — объяснял Циолковский цель своих трудов. — Не спорю, очень важно иметь ракетные корабли, ибо они помогут человечеству расселиться по мировому пространству. И ради этого расселения в космосе я-то и хлопочу. Будет иной способ передвижения в космосе — приму и его...» Еще в 1902 году ученый изложил свое понимание смысла и цели освоения космоса: изучение вселенной; общение с братьями (внеземными цивилизациями); спасение от катастроф земных, перенаселения, в случае остывания Солнца; лучшие условия существования — постоянная желаемая температура, меньшая сила тяжести, отсутствие заразных бактерий, более эффективное солнечное освещение; обеспечение беспредельности прогресса и надежда на уничтожение смерти. Основа успеха в этом деле, по мнению Циолковского, — правильное представление о вселенной. Он пишет множество работ по астрономии, космогонии и космологии, дабы «изложить ряд космических истин». Главная из них — материальное единство мира: «Кроме этой сущности космоса или материи, ничего нет. Она принимает форму организованной, даже мыслящей материи, которая рождает представление о вселенной, о ее преобразовании и жизни». Все многообразие мира создается «игрой» элементов материи, каждый из которых «есть центр сил, присущих ему и без которых он не существует. Силы эти из каждого неделимого распространяются подобно лучам светящейся точки, проницают одновременно всю бесконечность вселенной и действуют на каждый из остальных атомов». Поэтому «нельзя вообразить себе вещество без пространства и времени». В утверждении материального единства мира ученый исходил из давней традиции русской науки, эпохальным достижением которой явилась геометрия Н. Лобачевского. Циолковский приходит к выводам, имеющим принципиальное значение для формирования «космического мироощущения и миропонимания». Вопреки распространенным в то время гипотезам о случайном образовании планетных систем он был убежден, что во вселенной «сколько солнц, столько и планетных систем и... многие из них служат колыбелью для зарождения жизни или обиталищем и пристанищем совершенных существ». Во время всеобщего увлечения книгами, вроде «Последние дни Земли» А. Бельше, «Гибель мира» Мейе-ра, «Жизнь и смерть Земли» К. Фламмариона, «Деградация энергии и гибель мира» Б. Брюна и прочими, проповедовавшими неизбежность космических катастроф и гибель нашей одинокой планеты, Циолковский доказывал, что во вселенной царит «вечная юность» и цивилизация, если захочет, может выжить и перед лицом «апокалипсического конца». Только нужно «знать те мировые враждебные силы, которые могут погубить человечество, если оно не примет против них соответствующих мер спасения. Знание всех угрожающих сил космоса поможет развитию людей, так как грозящая гибель заставит их быть на 22
|