Техника - молодёжи 1979-05, страница 26

Техника - молодёжи 1979-05, страница 26

ных условиях? Одни цепи сменим на другие — земные на цепи Марса или Венеры. Только когда потом человек будет могущественным обитателем эфира, придется подумать о больших планетах. Во-первых, упорядочить там жизнь, во-вторых, воспользоваться материей». И уже лишь при угасании нашего Солнца целесообразно переселение астролюдей к другому светилу. «Вы скажете: от одной крайней спиральной туманности до другой диаметрально противоположной, т. е. через всю известную вселенную, свет идет 200 миллионов лет. Какие же тут могут быть сношения? —■* предупреждал вопрос ученый. — Но, во-первых, время понятие условное для всяких существ — что для нас много, то для иных — нуль. Во-вторых, разве нет агентов более упругих, чем известный светоносный эфир? Эта новая среда может распространять лучистую энергию в миллионы и биллионы раз быстрее, чем известный эфир. Время бесконечно. Сообразно этому и сюрпризы вселенной бесконечно разнообразны, чудны и бесконечны».

СНОШЕНИЯ

С ИНОЦИВИЛИЗАЦИЯМИ

Главное, что, по мнению Циолковского, необходимо человечеству для освоения космоса, — воля к достижению цели. И сам ученый многое сделал для морального вооружения людей на космические подвиги. Прежде всего он попытался убедить их, что среди бесчисленных совершенных существ вселенной именно человечество должно взять на себя ответственность за преобразование космоса и выполнить свою исключительную космическую миссию. Он писал: «Цель земных страданий очень высокая. Земле выпала хотя и тяжелая доля, которая выпадает на биллионную часть планет, но очень почетная: служить рассадником высших существ на пустых солнечных системах». Свидетельства контактов внеземных цивилизаций, по мнению ученого, можно было наблюдать давно, но «трезвость науки не допускала до сих пор межпланетных сношений. Теперь это мнение поколеблено даже учеными... В истории и литературе отмечено множество необъяснимых явлений. Большинство их, без сомнения, - можно отнести к галлюцинациям и другого рода заблуждениям, но все ли? Теперь ввиду доказанной возможности межпланетных сообщений следует относиться к таким непонятным явлениям внимательнее. Кроме того, в нашем распоряжении только факт непосещения Земли в течение нескольких тысяч лет сознательной жизни человечества. А прошедшие и будущие времена!»

Циолковского особенно интересовало то необычное в природе и человеческой психике, что может быть отражением еще мало изученных явлений материального мира. Он считал, что как по внутренним законам материи появилась жизнь, так и эволюция живых форм способна привести к новым видам «мыслящей материи», в которую может быть даже «закодировано лучистое человечество», имеющее совершенно другой облик и вещественный носитель. Если «наше время, наше состояние вселенной есть один -из этапов времени, одна из его ступенек, каждая из которых продолжается дециллио-ны лет», то не «осталось ли что-нибудь от прежних эпох: более простая материя, легкие эфирные существа и т. д.?». Если во вселенной действительно обитают цивилизации «лучистых существ», то цели их бытия, «социальная организация», способы перемещения в пространстве, освоение вещества и энергии труд-нопредставимы. Контакт такой иноцивилизации с Землей возможен в совершенно неожиданной для нас форме. «Мы с трудом представляем себе что-нибудь выше земных существ по своим качествам и техническим средствам. Вот почему при таком узком- кругозоре мы не допускаем и не представляем возможность вмешательства иных существ в земные дела. Ошибка небольшая. Она не в недостатках науки, а только в ограниченности выводов из нее. Масса явлений с этой узкой точки зрения остается необъяснимой».

Возможно, при контактах с людьми иноцивилизации используют еще мало изученные свойства человеческой психики, о которых эмпирическим путем за всю историю человечества собран огромный фактический материал, не поддающийся пока объяснению в рамках существующих теорий, но интенсивно изучаемый.

«Есть факты, которым мы не верим, лока мы сами не попадаем под их влияние. Они говорят за существование каких-то сил... Я не могу много про это сказать, так как доверяю только самому себе, и не могу ручаться за испытанное другими. Сам же я был свидетелем таких явлений только два раза в жизни: недавно и 40 лет тому назад», — писал Циолковский в 1928 году. Современные ученые вынуждены признать, что, несмотря на всю свою необычность, «по-видимому, некоторые из так называемых парапсихологических феноменов действительно имеют место. Однако признать их существование мешает неизвестность канала передачи информации или воздействия». Предвосхищая возможное обвинение в интересе к «ненаучным» темам, «чудесам», Циолковский полвека

назад задавал справедливый контрвопрос: «В самом деле, что такое чудо? Что-нибудь совершенно неожиданное, нерассчитанное, противоречащее известным явлениям и законам. Но разве нам известны все законы, все существа? Необычное может быть естественным результатом действия этих неизвестных законов и недоступных нашим чувствам разумных или неразумных существ». И если существует вероятность встречи с этими существами, то Циолковский впервые в истории человеческой мысли разрабатывает «космическую этику», которой могли бы пользоваться инопланетяне при взаимных контактах. Предполагая, что они преисполнены доброжелательности друг к другу, ученый считает, что, «может быть, вмешательство иных существ в жизнь Земли еще не подготовлено развитием большинства людей. А может быть, оно даже повредило бы человечеству в настоящее время. Ведь большинство людей совершенно невежественно и смотрит на вселенную почти так же, как животные. Религиозные его взгляды — сплошное суеверие. Если бы они увидели вмешательство иных существ в земные дела, то сейчас бы поняли это с точки зрения своей веры. Появился бы фанатизм с его преступлениями и более ничего».

В чем же смысл существования людей в этом населенном разумом космосе? Трудно представить более вдохновляющую задачу, чем ту, которую провозгласили Федоров, Циолковский, Вернадский, Чижевский: «не только завоевать свою солнечную систему, но и посетить иные». Как уже разъяснялось в «ТМ», № 11 за 1976 год, мы условно назвали ее «программой КЭЦ».

«Ширь русской земли, самый ее простор не послужат ли естественным переходом к простору небесного пространства?» — спрашивал еще Федоров и выражал уверенность, что «именно на русской земле прозвучит приглашение всех умов к новому подвигу, к открытию пути в мировое пространство». Наша страна оправдала это пророчество. В гениальном предвосхищении космической эры цивилизации, в обосновании ее необходимости для самого существования людей, в обогащении человеческого самосознания идеей исключительного предназначения Земли, ее космической миссии — историческая заслуга русских мыслителей. Как справедливо отмечал Чижевский, «возможно, что в будущем ракетные корабли будут заменены совершенными антигравитационными, но все равно учение о космосе как родственной нам стихии и о завоевании его человечеством уже лежит в основе самого существования человечества».

24

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Циолновский и федоров о материи

Близкие к этой страницы