Техника - молодёжи 1979-05, страница 27

Техника - молодёжи 1979-05, страница 27

ЭФИР-ЗИГЗАГИ ПУТИ

ВЛАДИМИР ДЕМИДЕНКО, инженер

С 3 по 8 января 1979 года в Москве проходила VI Всесоюзная неделя науки, техники и производства для детей и юношества. Со всех концов страны съехались в столицу школьники, чтобы познакомиться с творчеством ровесников. Работали

секции юных физиков, химиков, радиотехников... Старшеклассник из Душанбе Андрей Онищенко представил доклад по теме «Новые возможности эфира», н он был оценен жюри как самый интересный по секции физики.

Сегодня о сути доклада душанбинского школьника рассказывает нам один из наставников Андрея, научный сотрудник кафедры общей физики Таджикского сельскохозяйственного института Владимир Деми-денко.

В один из майских дней 1749 года молодой преподаватель математики и физики Георг Луи Лесаж объяснял своим воспитанникам теорию тяготения по Ньютону. Посыпались вопросы.

— Как, господин учитель, вы можете объяснить причину тяготения?

— Никак, — сказал смущенный Лесаж.

Вечером этого дня и ночью мучительная бессонница томила молодого ученого. Что ответить маленьким слушателям? Вспоминались слова Декарта: «Мы считаем сосуд пустым, когда в нем нет воды, но на самом деле в таком сосуде остается воздух. Если из «пустого» сосуда убрать и воздух, в нем опять что-то должно остаться, но это «что-то » мы уже просто не чувствуем!»

Внезапно вспыхнула мысль. Тела не притягиваются, а подталкиваются друг к другу!

Омраченная радость

После Лесажа подобная мысль приходила в голову десяткам других ученых, и они были на первых порах счастливы своим открытием. Суть его в следующем: если пространство вокруг Земли и Солнца заполнено горячим газом из частиц, которые летают во всех направлениях, то эти частицы могут подталкивать Землю и Солнце друг к другу (рис. 1 на 4-й стр. обложки). Свойства их удивительны. Они обладают сверхсветовыми скоростями. Могут пробегать колоссальные расстояния, не сталкиваясь с себе подобными частицами, роящимися в пространстве. Солнце и Земля представляют для этих частиц экраны, лишь слегка задерживающие их, подобно ситу. Было рассчитано, что в таком газе должен выполняться закон всемирного тяготения Ньютона. Сила «тяготения — подталкивания » прямо пропорциональна массам Солнца и Земли и обратно пропорциональна квадрату расстояния.

Однако радости омрачались сомнениями. Если Земля движется вокруг Солнца, то в таком газе она должна тормозиться, подобно войлочному пыжу в воздухе!

Попробуем помочь Георгу Луи Лесажу.

По современным понятиям, частицы микромира имеют не только массу и скорость в движении. Они обладают полем, то есть свойством взаимодействия с себе подобными на расстоянии (электроны и протоны — электростатическим и магнитным, нейтроны и протоны в составе ядра — ядерными). Есть и еще один механизм. Быстрые электроны, например, цолученные от ускорителя, пронизывают любую преграду на своем пути, подобно пуле, летящей сквозь лист бумаги. Импульс электрона велик, а взаимодействие с преградой малое, малым будет и импульс, который электрон передаст преграде-мишени (рис. 2 на 4-й стр. обложки). Почему?

Пуля, выпущенная в лист бумаги, оставит ничтожное отверстие в листе, а сам лист при этом не шелохнется. Если эту же пулю бросить, допустим, рукой с небольшой скоростью, то она лист не пробьет, а увлечет его за собой. Следовательно, иногда тела, летящие с малой скоростью, сообщают преграде больший импульс, чем тела, движущиеся с большой скоростью. Такое же действие должны оказывать заряженные монады Лесажа на Землю, чего Лесаж не мог в свое время знать! Частички, летящие навстречу движению Земли, будут обладать большими скоростями и меньшим взаимодействием. А частицы, которые догоняют Землю в ее движении по орбите, будут обладать меньшими относительными скоростями, но зато передают Земле больший импульс.

Расчеты показывают, что Земля в газе Лесажа не только не будет тормозиться, но и может получить орбитальное ускорение. Правда, только если считать, что частички Лесажа заряжены и обладают свойством полевого взаимодействия,

увлекая за собой при столкновении неподвижные частицы. (Расчеты можно сделать по формуле Резер-форда для рассеяния быстрых заряженных частиц на неподвижных частицах.)

Итак, если газ быстрых частиц Лесажа заполняет открытый космос, вселенную, то Земля и Солнце должны состоять из таких же частиц, только неподвижных, сконденсированных в виде электронов и протонов.

И если теперь исчислить, какой импульс передаст частица Лесажа «электрону-сгустку», то по формуле Резерфорда получается, что при малых скоростях падающих частиц электрон будет полностью тормозить такие частицы и отбирать у них весь импульс. При стрельбе «пулями» с большими скоростями в электроне появляются просветы между «составляющими» электрон неподвижными частицами Лесажа, а следовательно, часть быстрых «лесажонов» пройдетсквозь электрон не задерживаясь. Если же скорость увеличить еще больше, то электрон становится как бы все «прозрачнее» и «прозрачнее» для летящих частиц.

Лесажу не стоило*бы огорчаться.

Эфир и фотон

Звук переносится в воздухе. А где должен жить свет? Не в эфире ли?

Был задуман прибор, основанный на следующем теоретическом предположении: если свет в приборе пустить по двум направлениям, составляющим между собой прямой угол, то при движении устройства в эфире скорость распространения света вдоль первого и второго пути будет разной. Интерферометр Майкельсона так и устроен (рис. 1). Два плеча расположены под прямым углом друг к другу и имеют одинаковую длину. Источник света общий для обоих плеч. Вдоль первого пути свет распространяется до зеркала М, и, возвращаясь

ТРИБУНА СМЕЛЫХ ГИПОТЕЗ