Техника - молодёжи 1979-06, страница 13МУЗНЙМИРАУстремленность в будущее, стремительный разбег воображения, философская точность предвидения, преобразование настоящего в соответствии с требованиями нашего Завтра — все эти основные приметы современной культуры тесно связаны с одним важнейшим ее качеством : суммарной, синтетической Памятью, в которой воплощается весь тысячелетний духовный опыт человечества. Мы привыкли представлять память как некую «машину времени», парящую только над областями прошлого, и не поверили бы своим глазам, увидев под ее крылом очертания неведомых материков на границе настоящего и будущего. «Память о будущем? Что это такое? Существует ли она?» — спросит читатель. Существует. Ведь память — это знание и понимание, вместе взятые, это мощное орудие познания, для которого нет преград времени и пространства. Двадцатый век впервые позволил осуществить давние стремления человечества к объединению разрозненных знаний о мире и закреплению их в единой системе. Одна из попыток относилась еще ко времени египетских фараонов Птолемеев в III в. до н. э., когда была создана крупнейшая в древности Александрийская библиотека, насчитывавшая, по мнению ученых, от 500 до 700 тысяч свитков. Рядом с нею располагалось знаменитое собрание произведений мировой культуры — Мусейон, храм музам — покровительницам наук и искусств и их предводительнице Мнемозине — богине памяти. Первая известная попытка установления культа всеобъемлющей памяти и создания «Музея мира» оказалась неудачной. В то время преодолеть пропасть между знаниями горстки просвещенных жрецов культуры и невежеством народных масс не было возможности. Но идея, положенная в основу Александрийского Мусейона, не умерла. В причудливых обличьях она проявлялась в разные века у разных народов, свидетельствуя об одной из характерных закономерностей в развитии человеческого познания. Культ материализованной памяти в некрополях Древнего Египта или конфуцианской Азии сочетался с обычаем запоминания наизусть священных ведических текстов в Древней Индии, буддийских гимнов и заклинаний в Тибете или Японии. Своеобразными «музеями» были средневековые христианские и восточные монастыри, в которых символически сосредоточивалась вся вселенная, все стихии мира. В Японии, например, каждый монастырь имел свое озерцо, рощу или карликовый сад, имитирующий сложный земной рельеф с холмами, ручьями и т. д. Общеизвестны успехи ученых-мусульман в изучении звездного мира, в астрономии, достигнутые в обсерваториях Испании или Средней Азии. Дух «музея» витал и в коллекционных залах Карла Великого, палаццо венецианских и флорентийских меценатов. Но уже после эпохи Возрождения бурно растущие человеческие знания дифференцировались настолько, что все возможности для их объединения в одной законченной системе казались исчерпанными. Именно в этот период зародились классические типы музеев-кунсткамер, оформившиеся в современные, так непохожие друг на друга ботанические или исторические музеи, картинные галереи и зоопарки. Лишь на рубеже XIX—XX веков все сильнее стали проявляться подспудные тенденции к универсальному синтезу знаний и их воплощению в культуре. Провозвестником идеи «всемирного музея», «всемирной памяти» стал в конце XIX века наш выдающийся соотечественник, ученый-энциклопедист Николай Федорович Федоров. Его теория-учение «общего дела», то есть дела «воскрешения» в Памяти-музее жизней всего совокупного человечества, его идеи о «космичности» земной истории и долге человека по отношению к Космосу имели своим следствием грандиознейший проект освоения людьми околосолнечного пространства и расселения в нем. Учениками и последователями Федорова стали основоположник космонавтики К. Э. Циолковский и целая плеяда русских и зарубежных ученых-космологов и философов: В. И. Вернадский, A. JI. Чижевский, П. Тейяр де Шарден и др. Что на первый взгляд может быть общего между космонавтикой и музееведением? Какая связь между покорением планет и созданием «всемирного», или «вселенского», музея? Такая связь есть, утверждал Федоров. Человечество сможет выйти в космос, лишь собрав по крупицам весь свой опыт, иначе говоря, «вспомнив» его и объединив в одно целое — в Музей. Начиная с середины двадцатого столетия средства массовой пропаганды и внушительные армии компьютеров повели наступление на «залежи ископаемых знаний» в библиотеках мира. Коренным обра зом изменились способы хранения и передачи информации. Наука и искусство шагнули навстречу друг другу, создавая явления новой, синтетической культуры: кино и телевидение, видеомагнитофоны и синтезаторы звуков, лазерную цветомузыку и голографию. Появились сообщения о первых опытах по фиксации и воспроизведению пермским психиатром Крохолевым «мысленных образов» человека — об этой своего рода «психографии»... Пусть пока в большинстве случаев новые виды искусства служат лишь развлекательным целям. Уже недалек день, когда они сольются в едином деле воспитания нового человека, будущего «космического творца», обогащенного Знанием и Памятью. Продолжение на 29-й стр. ПЛАН ПО БАЛКОНY
|