Техника - молодёжи 1979-10, страница 45

Техника - молодёжи 1979-10, страница 45

Письмо

из каменного

века

ВАЛЕРИЙ КЛЕНОВ

Уникальные открытия последнего столетия неузнаваемо изменили наши представления о природе изобразительного творчества, его истоках и удивительной судьбе. История искусства ранее велась лишь с «гомеровских времен», и все удаленное в пространстве и времени от античной классики принято было считать недостойным внимания «художественным варварством». Обнаруженные в конце XIX века шедевры наскального искусства в пещерах и гротах Испании и юга Франции поначалу были восприняты как фальсификация Даже сейчас трудно поверить в фантастическую древность «фресок» Альта-миры, Ласко или Перион Пера, петроглифов Прованса или Лигурии, некоторые из которых -существуют более 20 тысяч лет. Рядом с ними величественные руины Трои или росписи Кносского дворца кажутся лишь едва завершившимся 30—35 веков назад вчерашним днем европейского искусства. Но подлинность найденных памятников палеолита была доказана, и Западную Европу торжественно окрестили «прародиной» мировой культуры. Это громкое название продержалось недолго. В Африке, в горах Кавказа, Центральной и Средней Азии, в Австралии и на острове Пасхи, в Скандинавии и на Карибском побережье Америки были обнаружены сотни очагов наскальных изображений: от палеолита до бронзового и железного веков. Почти четверть их находится на территории СССР. Древнейшие произведения этой разбросанной по всем земным континентам галереи первозданного искусства дают бесценный материал в руки исследователей. «В искусстве палеолита, — замечает академик А. П. Окладников, — нашли... отражение и элементарная охотничья магия, и древнейшие мифы, в образной форме которых выступают зачатки, своего рода эмбрионы естественных наук, астрономии и математики».

Все варианты ответа на вопрос, почему люди начали рисовать, могут быть сведены к утверждению Г. В. Плеханова, что «труд старше искусства». Если охота и собирательство были экономикой первобытной общины, то обряды и ритуалы являлись «внутренней и внешней политикой». Можно предположить, что уже 30 тысячелетий назад зачатки пения объединялись с первоэлементами тан-

$

i.

AV

Капова пещера (СССР, Южный Урал, 18—16 тыс. лет до н. э.). Общий вид входа и изображение бизона, выполненное бурой охрой (вверху). Реалистическая манера характерна для большинства наскальных рисунков позднего палеолита.

Рисунки бушменов сходны с доисторической живописью многих районов мира. На снимке — изображение антилопы, выбитое на камне (река Оранжевая). Заметен «пустынный загар», образовавшийся под воздействием погодных факторов.