Техника - молодёжи 1979-10, страница 47позиции древнейших рисунков, первые исследования которых принадлежат советскому ученому С. Н. Замятнину. Как объяснить странную хаотичность наползающих друг на друга изображений многофигурных панно палеолита и неолита? Есть мнение, что, по представлениям тех времен, сверхъестественной силой обладало лишь только что законченное изображение, которое в следующий раз приходилось рисовать заново — часто поверх старого. В пещерах на севере Танзании обнаружено до 17 слоев палеолитической живописи! Но интересно и другое соображение: о многослойной, «кулисной» перспективе первых изображений. Можно предположить, что трехмерность современного визуального восприятия возникла у человека не сразу, а тысячелетиями развивалась из плоскостного, присущего животным зрения. Третье измерение — глубину — окружающее обретало лишь во время движения наблюдателя. Современному человеку трудно отрешиться от неподвижной созерцательности и взглянуть на палеолитические фрески глазами первобытных людей Воспринимаемое в ритмическом движении ритуального танца изображение двигалось вслед за людьми и словно оживало у них на глазах! Может быть, этому способствовало состояние экстатического возбуждения, и сейчас свойственное не только африканским или австралийским колдунам, но и рядовым участникам племенных культов. В процессе магического действа душа тотема, душа животного словно «вселяется» в его изображение, исчезает грань между реальным и фантастическим. По-разному могли заканчиваться подобные ритуалы-радения: убийством «духа» животного, пронзенного на скале десятками дротиков, или актом умилостивления тотема-покровителя с помошью убийства его «врагов» (изображенных рядом или приведенных живыми). Не с этих ли пор ведет свое начало обычай жертвенного убийства? О разнообразной ритуальной предназначенности наскальных рисунков свидетельствует таинственность местоположения некоторых из них. Если обряды охотничьей или военной магии могли происходить под открытым небом при стечении масс людей, то в глухой глубине пещер, иногда на расстоянии до 800 метров от входа, совершались иные, очень важные для племени действия: поклонение духам мертвых предков, магические обряды плодородия и посвящения молодежи в жизнь взрослой общины. Во тьме, при тусклом свете жировых светильников происходили инициации — таинственное «умирание» души ребенка и ее последующее возрождение в общей душе общины. На пещерных изображениях часто можно встретить солнеч- Арнемленд, Австралия. Скала с изображениями мифических Вон-жин, олицетворяющих дождь и влагу, а также духа великого человеко-че-репахи Мура-Мура в окружении рыб. Обычно такие изображения находятся около источников и постоянно подновляются аборигенами, «чтобы не иссякла вода». Солнечный бык с семью насечками на спине и бону — свидетельство охотничье-календарных обрядов неолита. В рисунке можно видеть отголоски представлений о солнечном годе и лунном месяце, хорошо известных первобытному человеку. «Лунная семерка» — это четверть 28-дневного цикла Луны и одновременно «мужское» число в отличие от «женской» восьмерки. Пещера Ласко, Франция. 15 тыс. лет до н. э. ETWAl г ^ ч |