Техника - молодёжи 1979-10, страница 48Полуостров Арнемленд, Австралия. Наснальное изображение злых женсних духов — человеко-ящериц, выполненное в так называемом «рентгеновском» стиле, характерном для аборигенов. Редкий случай изображения головы быка: контурный рисунок сплошь заполнен черной краской. На «языке» палеолита это могло означать жертвенное животное. Пещера Ласко, Южная Франция. 15 тыс. лет до н. э. ные и лунные символы, помещенные рядом с фигурами людей и животных. Возникшие в ледниковую эпоху рядом с первыми поселениями людей в естественных убежищах, эти пещерные святилища стали первыми на Земле храмами и капищами — своеобразным воплощением в человеческой культуре нововозникшей идеи «дома». Было ли первобытное искусство исключительно культовым? Нет, изобразительное творчество тогдашнего человека позволяет судить о медленном, но неуклонном освобождении ищущего разума от власти магических представлений. Человек познавал мир, изображая образы этого мира и проникая внутренним зрением в глубь внешне очевидного. В Австралии и Полинезии до сих пор существует так называемый «рентгеновский» стиль изображений, когда у животных и людей рисуются не только внешние, но и внутренние органы или эмбрионы. Художник показывает не только что видит, но и что «знает». Отметим существенную деталь: в большинстве наскальных изображений фигуры движутся боком к зрителю, справа налево и сверху вниз, подчиняясь естественным закономерностям работы рисовальщика: правой, более развитой рукой легче изобразить левый профиль. Уже в этих первых навыках «живописания» можно отыскать технические основы начертания на керамике линейных орнаментов, а затем пиктографического, иероглифического и раннеал-фавитного письма. Вглядимся внимательнее в дошедшие до наших дней образы глубочайшей древности Они удивительно схожи между собой и являют одно из убедительных доказательств общечеловеческих истоков культуры. Но от эпохи палеолита дальнейшее развитие искусства у разных народов пошло своими путями: уже 15— 10 тысяч лет назад начали обрисовываться несколько самостоятельных регионов, внутри которых со временем возникли культуры древности. Духовный мир первобытного человека не умер для нас, не растворился без следа в сознании тысячи людских поколений. Памятники первобытного искусства, среди которых наскальным изображениям принадлежит выдающееся место, дороги нам, как зрелому разуму дорого воспоминание о младенчестве. Разве не удивительно, что внимание первобытного искусства было обращено на живую и только живую природу во всех ее проявлениях? Эта древнейшая на Земле живопись явилась поистине «живым письмом» древнего человека, отосланным из каменного века в наши дни, письмом, страницы которого нам предстоит перечитывать вновь и вновь. |