Техника - молодёжи 1979-10, страница 60Однажды Кто остается последним г1оч/; оный тик Что бы это могло означать? Недавно, перелистывая реферативный журнал «Технология машиностроения» сводный том № 12, 1964 г., на странице 172 я натолкнулся на сенсационный реферат 12Б1131, автор которого Г. Лурье без тени улыбки сообщал читателям: первое упоминание об абразивной обработке «относится к 96627 г. до нашей эры, когда Кга открыл способ восстановления режущей кромки каменного топора посредством абразивной обработки. 14.V.44933 г. до н. э. Drong впервые применил блестящее шлифование при изготовлении каменного вооружения. В 1860 г. нашей эры были впервые получены искусственные шлифовальные круги...». «Что бы все это могло означать? — подумал я. — Неужели непонятно, что все эти даты, кроме последней, выдуманы явно ради шутки?» Но потом я понял, что попавшийся мне на глаза реферат — прекрасная иллюстрация того положения дел, которое было замечено знаменитым Дж. Максвеллом больше 100 лет назад. «Почтение к науке так велико, — писал он, — что даже самые абсурдные мнения получают распространение, если только они выражены языком, вызывающим в памяти какие-нибудь хорошо известные научные фразы». Ю. АРЦУТАНОВ Ленинград Как-то раз председатель проблемной лаборатории «Инверсор» А. М. Добро-творский («ТМ» № 4 за 1977 г. и N9 9 за 1979 г.) повстречал на Тверском бульваре знакомого, который вел на поводке холеного эрдельтерьера. — А знаете ли, Алексей Михайлович, что эрдельтерьеры были в свое время выведены исключительно для охоты на львов? — похвалился тот. Добротворский погрустнел и задумчиво сказал: — Бывает же такое: львы исчезают, их уже нет, а выведенные специально для их травли собаки остаются, да еще процветают... Хочешь стоять-крутись! Однажды на заседании лаборатории «Инверсор» один из докладчиков напомнил собравшимся знаменитую притчу о колумбовом яйце. Согласно ей некоторые завистники будто бы стали говорить Колумбу, что открыть Америку было не так уж и трудно. Раздраженный мореплаватель взял со стола яйцо и спросил: — Может кто-нибудь из вас поставить его вертикально? Сколько ни старались завистники, никто сделать этого не смог. Тогда Колумб взял яйцо и, резко закрутив его, поставил вращающимся вертикально. — Вот так же «легко» было открыть Америку, — назидательно сказал он завистникам. — Мораль сей притчи проста, — заключил А. Добротворский. — Хочешь удержаться на месте и гордо стоять — крутись! Мо*)гкис историк Врагу не сдается наш гордый «Варяг» 75 лет назад японская эскадра появилась перед нейтральным портом Чемульпо и потребовала от находившихся в нем русских стационеров — крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» — сдачи без боя. Для русских моряков это было неприемлемо. После героического боя было решено затопить крейсер, но не отдать его в руки врагов. В 18 часов 10 минут «Варяг» исчез под водою, «Кореец» был взорван. Все это происходило на глазах иностранных моряков, находившихся в порту. Сражение «Варяга» с японской эскадрой вызвало горячие отклики во всем мире. Иностранцы не могли надивиться мужеству русских моряков. И очень скоро в немецком журнале «Югенд» появилось стихотворение поэта Рудольфа Грейнце «Памяти «Варяга». Текст этого стихотворения был незамедлительно переведен на русский язык Е. М. Студенской, но напечатан очень маленьким тиражом. И все же через несколько лет вся Россия пела: «Наверх вы, товарищи! Все по местам! Последний парад наступает». Урок живописи В 1770 году русские эскадры 1-й Архипелагской экспедиции, находившиеся у берегов Малой Азии, нанесли сокрушительное поражение туркам при Чесме, уничтожив превосходящие силы врага. В следующем году Екатерина II заказала немецкому живописцу Филиппу Хаккерту несколько картин, увековечивающих эту победу. В 1772 году две картины были готовы, и художнин предъявил их графу Алексею Орлову, который находился тогда с русскими кораблями в Ливорно, в Италии. Однако граф забраковал картины из-за недостаточно реального изображения взрывающихся турецких судов. Художник возражал, и Орлов решил преподать ему наглядный урок. В конце мая, получив раз решение свыше, он приказал выбрать негодное для дальнейшей службы судно, нагрузить его порохом и разными горючими матерй-алами, а затем, выведя на рейд подальше от Ливорно, поджечь. Когда огонь распространился, корабль взлетел на воздух при огромном скоплении зрителей, собравшихся на берегу. Это помогло художнику натуралистически передать эффекты пожаров и взрывов на своих батальных картинах, хранившихся сперва в Чесменском, а позднее в Петергофском дворцах. К сожалению, названия взорванного судна достоверно установить не удалось. По-видимому, это был какой-то небольшой транспорт, обслуживавший русские эскадры в Средиземном море. Н. НОВИКОВ Киев Рис. Константина Кудряшева РЕШЕНИЕ ШАХМАТНОЙ ЗАДАЧИ, опубликованной в Ns 9 за 1979 год 1 Ке4! — грозит 2. КсЗ + Kpd4 3. Cf2x 1... Кр:е4. 2. Лс4 + КреЗ 3. Ле4х 2... Kpf5 3. Сс8х 1... Kpd4 2. ЛсЗ! сл 3. Cf2x 1... Ь4 2. Лс16++ Крс4 3. Сабх 1... Са5 2. K:f6+ Kpd4 3. Cf2x |