Техника - молодёжи 1979-12, страница 7

Техника - молодёжи 1979-12, страница 7
ЛИЧНОЕ УЧАСТИЕ

ТАТЬЯНА МЕРЕНКОВА, наш спец. корр.

J

V у Ч ^

«f* t, f %Гтжл - __

Такое он видел только у себя

в Поволжье, когда беспощадная засуха сжигала на деревьях листья и они стояли вдоль дорог и в садах черными безмолвными остовами. Под сереньким подмосковным небом безлистые в разгар лета яблони и груши казались еще суровее: от трескучих морозов минувшей зимы на сотнях гектаров вымерзли плодовые деревья.

Виктор продолжал осмотр сада. То у одной, то у другой яблони сгибал черные, даже на вид лишенные соков ветви. Они отламывались с коротким сухим треском. В полевом дневнике появлялись одна за другой строчки: «Списать». Это значило: надежд, что сад оживет в следующую весну, нет никаких, его придется сводить под корень.

Невеселые наблюдения этого лета имели тем не менее и позитивную сторону. Они подтвердили воочию идею, ради которой Виктор Гущин, кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник НИИ садоводства нечерноземной зоны, принялся за тему «Экологические условия промышленного садоводства в Нечерноземье». Идея заключалась в том, что, увы, далеко не каждая область, район и даже местность годится здесь для садоводства. Вот, к примеру, этот сад в Коломенском районе Подмосковья заложен на явно неудачном месте. Неровный микрорельеф, низина усугубили действие холодов — сад пришлось списать, хозяйство понесло большие убытки. А ведь посади оно в свое время здесь не яблони, а землянику, все было бы в порядке.

Но до сего времени научное обоснование пригодности той или иной территории для промышленного садоводства, для той или иной плодовой культуры делается крайне редко. В полеводстве в этом смысле сдвиги значительнее — многие культуры соотнесены с комплексом природных условий, которые их производству благоприятствуют. Назрела необходимость провести такую работу и в садоводстве.

Виктор Гущин вместе с помощниками задались целью выяснить, какие из факторов среды положительно влияют на развитие плодовых насаждений, а какие отрицательно. Рассматриваются климатические условия — количество осадков и колебания температур за те годы, что существует сад. Изучаются почвы, грунты и грунтовые воды, рельеф, крутизна склонов, направление ветров. Сверхсложные обстоятельства этого года — морозы и весенняя засуха — наглядно показывают: там, где все эти факторы подобрались в наилучшем варианте, деревья зеленеют и плоды на них наливаются как ни в чем не бывало.

Сейчас сотрудники НИИ садоводства обследуют подмосковные сады, но конечная цель их работы — дать качественную оценку регионов всего Нечерноземья и твердо сказать: вот здесь и только здесь можно создавать плодоводческие хозяйства, а тут от них проку не будет. Когда такой анализ будет выполнен, сады заложат там, где не только люди, но сама природа будет заботиться об их сохранности.

Вот почему Виктор Гущин, по специальности почвовед, занимается сейчас и климатом, и рельефом, и гидрогеологией — тем, что вроде бы не имеет отношения к его научной специализации.

— Как почвоведу, — говорит он, — мне, конечно, интереснее всего садовая земля, та ее часть, которая дает необходимое питание яблоням, грушам, сливам. Но оказалось, будь она мягка, как пух, и жирна, как нильский ил, все же полноценной жизни деревьям она одна может и не обеспечить. Подуют ледяные ветры «в лоб» склону, где разбит сад, и готово — он будет чахнуть. Начнется сушь — глубже уйдут грунтовые воды, так глубоко, что корням их уже не достать. Но если поместить сад во впадине, то будет застаиваться вода под деревьями, загниют корни. Вот и получается, что знания одного почвоведения мало, чтобы прийти к це-

ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА

Распространение почвенно-солонцо-вых комплексов по территории СССР.

Профиль солонцов. Буквами обозначены почвы: А( — каштановые; В> — солонцовые; В2 — подсолонцовые; С|— пескообразные.