Техника - молодёжи 1980-01, страница 39Третий этап предусматривает ведение необходимых реставрационно-строительных работ, целенаправленную реконструкцию исторически сложившихся заводов, поселков и городов, создание заповедных зон и системы музеев под открытым небом, организацию экскурсионных и туристских маршрутов. Понятно, что даже всему коллективу института не под силу вести работу строго в этой последовательности сразу на всей огромной территории уральского региона. Естественно было уже в начале столь большого дела сосредоточить силы хотя бы на одном объекте и, пройдя все три этапа, вдохнуть в него новую жизнь, показать на его примере, каков же будет конечный ре* зультат в целом. Так в центральном районе Свердловска на месте старого Екатеринбургского железоделательного завода («Монетки») появился Исторический сквер. В комплекс его сооружений входят сохранившиеся и ныне реконструированные здания завода, решетки и ограды, окружающие гладь пруда, подновленная плотина с водосбросом, геологическая аллея, в которой представлены оригинальные образцы горных пород, сочетающиеся в композиции с распространенными на Урале породами деревьев. И это лишь первый практический результат. В программе «Каменный пояс» намечено создание подобных мемориальных центров в Невьян* ске ■— колыбели отечественного горнозаводского дела, Соликамске — родине первого на Урале промыш ленного предприятия, Ирбите, Нижнем Тагиле, Белорецке и других городах этого края. Исторический сквер в Свердловске наиболее типичен, он воссоздает черты образа старинного уральского города, неразрывно связанного с горным или железоделательным заводом и плотиной, большим пространством заводского пруда, вокруг которого формируется застройка, а также с неповторимой красотой окружающего ландшафта. Естественным и логичным было решение разместить в зданиях бывшей «Монетки», любовно отреставрированных студентами, музей истории уральской архитектуры — он стал одним из подразделений института. Там-то мне и показали материалы, собранные поисковыми экспедициями. На фотографиях плотины и корпуса старых заводов Свердловской и Челябинской областей, Башкирской АССР, молоты, которыми ковали железо наши прадеды, доменные печи прошлого века, машины для обработки стволов орудий... Вот стопка чертежей. Это по результатам натурных обмеров и архивным документам студенты заново спроектировали прокатную клеть, листо-пробивной молот, воздуходувную машину, кричный горн XVIII века (крицей в старину называли твердую губчатую массу железа, которую уплотняли ударами молота, выжимая из нее шлак). Перехожу в залы музея. Здесь выставлены модели памятников техники, также выполненные студентами в ходе работ по программе «Каменный пояс». Тут и молот с приводом от водяного колеса, и установка для подачи воздуха в печи и горны, и «раскатная машина», и даже модель целого цеха по производству сырой стали в 30-е годы XVIII века. В угловой экспозиции — старинные инструменты и приспособления традиционной для Урала гранильной мастерской. В другом зале наблюдаю необычную сцену — актриса Тамара Го-лубкова в костюме девушки по имени Золотой волос из одноименного сказа П. Бажова с любопытством рассматривает модель всемирно известного паровоза Черепановых, устройство которого ей объясняет будущий архитектор. Это в гости к студентам приехали артисты Свердловского театра кукол. Символичная встреча! Ведь образ седого Урала складывается в нашем сознании не только благодаря памятникам его материальной культуры, но и в результате знакомства с вереницей сказов, мифов и легенд, с произведениями П. Бажова, Д. Мамина-Сибиряка, Е. Федорова и других уральских прозаиков. Кстати, именно выполнение композиций по мотивам сказов и легенд 36
|