Техника - молодёжи 1980-03, страница 33

Техника - молодёжи 1980-03, страница 33

ский меридиан» и другими изданиями, не раз перечислялись качества ведущего дископрограмм. Говорилось о том, что ему должны быть присущи непринужденность поведения, находчивость, остроумие, тактичность, высокий уровень культуры. И конечно, профессиональное умение. Какие грани профессиональной квалификации ведущего связаны с предоставляемой в его распоряжение техникой?

— Ведущий и помогающие ему операторы должны ощущать техническую систему дискоклуба именно как некий инструмент, на котором они в буквальном смысле играют свои партии, а в какой-то мере даже импровизируют их, чутко улавливая настроение присутствующих.

Составителям электронных схем, конструкторам отдельных узлов и блоков, в свою очередь, необходимо видеть за техническими подробностями единую инженерную сверхзадачу — придание большей гибкости управляющим звеньям аппаратуры для дискоклубов. В идеале надо стремиться к предельно быстрому формированию и предъявлению публике музыкальных и зрительных образов.

Ведущий, например, должен иметь возможность не только объединять отдельные музыкальные номера с пластинок в непрерывно звучащие, композиционно-целостные сюиты, но и дирижировать их проигрыванием. Иными словами, создавать новое художественное качество путем монтажа, перекрестного наложения, смешивания, частотного корректирования и других оперативных преобразований музыкального материала. К их числу относятся реверберация, контролируемые искажения типа «фазз» и «ва-ва», широко применяемые рок-музыкантами, «размножение» мелодических голосов, их пространственное перемещение и т. п. Большая часть соответствующих технических приспособлений уже применяется при живом исполнении и студийной записи современной популярной музыки. Наиболее сложным, пока еще очень редким и дорогим, остается устройство для изменения темпа музыкальной пьесы при сохранении ее тональности, то есть общего понижения или повышения строя. Благодаря механизму с вращающимися магнитными головками такое устройство в пределе позволяет останавливать «звучащее мгновение», получать музыкальный «стоп-кадр», удерживая какую-либо ноту или аккорд или заменяя их любым созвучием.

Из-за большого числа электронных блоков звука и света, многообразия состояний и связей, в ко

п.. ggn ®HZ >911

тш

® @

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА ДИСКОКЛУБА. Цифрами обозначены: 1 — микрофоны; 2 — магнитофоны; 3 — проигрыватели грамзаписей; 4 — контрольные наушники; 5 — шумоподави-тели; 6 — микшерский пульт звукооператора; 7 — ревербератор; 8 — синтезатор; 9 — буферный усилитель и управляющее светомузыкальное

устройство; 10 — блок выделения ритма; 11 — активные фильтры для разбивки сигнала на частотные полосы и фазовращатели; 12 — усилитель низких частот; 13 — усилитель средних

II.. 9911 ® II.. 9911

АААААА

®

частот; 14 — усилитель высоких частот; 15 — громкоговорители; 16 — пульт светооператора; 17 — запоминающее устройство; 18 — кассетный магнитофон для воспроизведения сигналов управления светом;

19, 20 — стробоскопы; 21 — тири-сторные блоки управления яркостью; 22 — лампы системы «бегущие огни»; 23 — освещение потолка и стен; 24 — освещение интерьера; 25 — освещение площадки и ведущего.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЕЖИ