Техника - молодёжи 1980-03, страница 51

Техника - молодёжи 1980-03, страница 51

том, что она расширяет знания о человеке, о его психике, о факторах, мотивирующих его действия и поведение, но и в том, что раскрывает новые резервы и механизмы оптимизирования познавательной и творческой деятельности человека. Отсюда и большое практическое значение разработки проблемы бессознательного не только для психологии, но и для педагогики, профессионального ориентирования молодежи, раннего открытия способностей и талантов и их развития, стимулирования и оптимизации творческой деятельности человека в самых широких областях его практики.

Почему проблема бессознательного становится актуальной, и именно для стран социализма? Актуальность ее в проблеме формирования человеческой личности. Мы знаем много нового об окружающем мире (космос, ядерная физика), но человеческая психика во многом загадочна.

Правда, уже накопилось достаточно материалов, которые позволяют материалистам обратиться к этой теме. Марксизм говорит нам, что психика есть продукт социаль-но-исторического развития человечества. Марксистская теория отражения свидетельствует, что психика является отражением объективного мира в субъекте. Но отражение как свойство материи имеет разные уровни и формы. Есть низшие и высшие формы живого: поэтому мы говорим о биологической, физиологической, психологической и сознательной формах отражения. Каждая высшая форма своеобразно включает предшествующую, не отвергая ее. Таким образом, марксистско-ленинская теория отражения позволяет найти место бессознательного, психического и его взаимоотношения с сознательным в целостной

могла прийти в себя от ужаса. Всю дорогу этот ужас преследовал меня. Однако, посмотрев несколько раз всю выставку, почувствовала себя хорошо, ухожу с выставки с ощущением приятного и полезного спокойствия».

В некоторых же случаях после просмотра картин активизировалось творческое мышление. Преподавательница вуза сообщила нам, что, посетив выставку, почувствовала необычайный творческий подъем и смогла выполнить работу, которая не получалась в течение месяца. Факт впечатляющий!

Другой посетитель писал, что при созерцании отдельных работ он почувствовал сильный прилив внутреннего тепла, что очень благотворно сказалось на его самочувствии и состоянии здоровья.

психике человека. Теория отражения — вот методологический ключ к научному пониманию бессознательного.

Сознательная деятельность человека не исчерпывает его психологического мира и активности. Еще Павлов указывал, что работа коры головного мозга не представляет всей психической деятельности.

Другая причина актуальности — успехи научно-технической революции. Всем известен огромный поток информации, заливающий человечество. Лавина новых открытий. Все это заставляет изучать, кроме всего прочего, и проблему осуществления процессов научно-технического творчества и повышения человеческих возможностей, раскрытия эффективности. Мы должны искать резервы человеческой психики.

По нашему мнению, сознание не является отрицанием бессознательного, а включает его и продолжает его функции на более высоком уровне, оно дополняет его в процессе существования человека в окружающей среде — природной и социальной.

НТР ставит особые требования к изучению психологии человека. А целостное изучение заставляет нас исследовать и бессознательное. Сегодня мне хочется остановиться на его роли в научно-техническом творчестве. Сразу же возникает вопрос : если это научно-творческий процесс, то ведь он полностью соз' нателен, осознан, где же здесь место бессознательному? Ведь если открытие научно, то оно осознанно, если оно не осознанно, то оно еще не научно!

Чтобы на это ответить, надо уточнить следующее. Понятие науки несет в себе двоякий смысл. В одном случае — постижение знаний, в другом — процесс рождения новых

Этот эксперимент рассказал нам о многом. Информация, передаваемая зрителю на уровне неосознаваемого, трансформируется в личные переживания, «мечты, воспоминания. Предмет и смысл наших произведений — радостные, положительные эмоции, в этих работах мы не уходили от реальности, а пытались эмоционально выразить ее с тем, чтобы вызвать у зрителя хорошее настроение, мобилизовать его творческую активность, энергию. Искусство способно именно этим образом воздействовать на человека.

Ведь здесь намечается новый подход к его исследованию!

Рисунки В. Райкова (стр. 47, 49) и Е. Голубевой (стр. 48).

знаний. И вот здесь-то находится место бессознательному. Исследования научно-технического творчества давно указывают на наличие нескольких этапов, через которые проходит этот процесс. Предварительная подготовка (возникновение, осознание проблемы). Инкубационный период, когда открытие вызревает. Затем доказательство открытия, его проверка и внедрение в практику. Эти три этапа не всегда следуют строго в таком порядке, нам важно, что они вообще характерны для процесса творчества.

В данном случае нас интересует первый этап. Именно здесь очень часто играет роль бессознательное. В истории науки есть немало свидетельств о том, что новая идея, открытие, изобретение появились не в результате сознательной деятельности исследователя, а во время занятий, не имеющих ничего общего с работой (сон, отдых, прогулка)... Очень часто новое открытие происходило внезапно, было взрывом, необъяснимым для самого автора. А когда он пытался его объяснить, то предлагал самые разные версии; это показывает, что открытие есть результат бессознательной психической деятельности.

Откуда же берется это бессознательное? Оказывается, человек, субъект, воспринимая мир или объекты из окружающего мира, всегда проявляет определенную избирательность, исходя из своих потребностей — биологических, социальных, нравственных и т. д. Он отсеивает часть свойств объектов. Одни из них для него существенны, другие несущественны (в конкретной ситуации). Существенность воспринимается сознанием, на что указывают эксперименты советского ученого Я. А. Пономарева, а несущественные в данный момент, не

4 «Техника — молодежи» № 3