Техника - молодёжи 1980-03, страница 50

Техника - молодёжи 1980-03, страница 50

СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ТВОРЧЕСТВЕ

СТОЮ СТОЕВ, профессор Института философии АН НРБ

Любопытный парадокс: когда говорят о бессознательном, то часто связывают это понятие с именем и теорией венского психиатра 3. Фрейда. Как будто бы он открыл его. Идея существования неосознанного, бессознательного в человеческой психике возникла еще две с половиной тысячи лет до нашей эры. Истоки ее нетрудно найти в учениях древнеиндийской философии, в работах Платона, Плотина, Августина, Фомы Аквинского, у философов позднейшего времени— Лейбница, Канта, Фихте, Шеллинга. В своеобразной форме идея эта воплощалась в лечебной практике Месмером и Пюисегюром, а затем перешла к некоторым французским медицинским школам, использовавшим гипноз. И если Гартман и Бергсон понимали бессознательное как некий основной атрибут бытия, как «космическую силу», как средство для непосредственного проникновения в мир и его познания, то у Фрейда бессознательное превратилось в человеческую сущность, в источник, двигатель всех его проявлений.

Фрейд начал исследовать бессознательное, исходя из потребностей медицинской практики и желая разработать свою концепцию человека. Он накопил немало интересных наблюдений и фактов проявления бессознательного в психике человека и его поведении, разработал психоаналитический метод исследования бессознательного для распознавания и лечения некоторых нервно-психических заболеваний.

Но вместе с тем Фрейд оказался

односторонним ученым. Чрезмерная биологизация человеческой личности, переоценка роли биологических инстинктов и влечений, особенно сексуального, игнорирование социально-исторического фактора формирования человека, противопоставление бессознательного сознательному, перенесение психопатологических феноменов на психику здорового человека, приспособление явлений индивидуальной психики для раскрытия социальных явлений в обществе, в искусстве, войнах — вот неполный перечень тех мотивов, по которым материалистическая наука разошлась с Фрейдом.

И не только она. Сам психоанализ начал раскалываться еще при жизни Фрейда. Его первые ученики Адлер и Юнг обособили свои теории. Со смертью ученого началось своеобразное «исправление» фрейдизма, причем первой приступила к этому его же дочь — Анна Фрейд. Продолжили эту линию американцы Хорни, Саливен, Гартман... Их не удовлетворяла абсолютизация биологических факторов при объяснении процесса формирования личности, и они приступили к поиску факторов социальных.

Что нового замечается в развитии концепции о бессознательном? Коротко я бы ответил так. В наше время отмечается переход развития проблемы бессознательного от донаучного к научному исследованию. Ученые отказываются от чрезмерной биологизации человеческой личности и ориентируются на включение социальных факторов, проявляют интерес к исследованиям

советских психологов, особенно к экспериментальным исследованиям грузинской школы Д. Н. Узнадзе.

Во-вторых, этот переход выражается в новом отношении марксистских ученых самых разных областей научного знания — психологов, нейропсихологов, социологов, философов, кибернетиков — к проблеме бессознательного. Известно, что долгое время из-за идеалистических интерпретаций этой проблемы она нередко отождествлялась с самими интерпретациями и оспаривалась ее реальность как научной проблемы, что неоправданно задержало научное исследование бессознательного, оставляя его в монополии психоанализа. Сейчас это неправильное отношение можно считать преодоленным. На

основе достижений советской психологии в утверждении социально-исторической природы человеческой психики, на основе развития марксистско-ленинской теории отражения и благодаря накоплению значительных экспериментальных материалов прежде всего грузинскими исследователями теории установки и многими другими советскими психологами и исследователями из других социалистических стран стало возможным выдвинуть марксистскую позитивную научную концепцию по проблеме бессознательного. Как показали дискуссии на тбилисском симпозиуме, она перестала быть монополией психоанализа и успешно развивается марксистскими исследователями.

Теоретическое значение разработки проблемы не только в

не имеет предметной ориентации. Впечатления художника о реальных предметах запечатлевались на полотне в как бы закодированном виде, причем кодировка осуществлялась на неосознанном уровне. Что происходит? Из 25 участников эксперимента у 15 повысилась способность к творческому мышлению! Об этом свидетельствовали специальные тестовые испытания.

Чтобы проверить наши выводы, мы прибегли к эксперименту иного характера. Большое число картин демонстрировалось в выставочном зале, а зрители должны были записать свои впечатления, Пусть неосо-знаннре восприятие воплотится в сознательных фразах! Было высказано 149 мнений. Вот некоторые из них:

«Я не имею специального обра

зования и рассматриваю выставку как неискушенный зритель. Выставка Райкова и его учеников поражает своей свежестью, одухотворяет зрителей, навевает хорошее настроение».

Зрители отмечали заметное изменение психического состояния, изменение настроения, положительное влияние на здоровье.

«Картины эти производят удивительное впечатление......Совершенно

несомненно, что попадаешь под магическое воздействие этих образов, настроений... Эти картины могут служить источником хорошего настроения, лечить людей».

...«Впечатление — это мало... Направляясь на выставку, я была свидетелем страшного случая: на моих глазах поскользнулся, упал и смертельно разбился человек. Долго не