Техника - молодёжи 1980-04, страница 28

Техника - молодёжи 1980-04, страница 28

АЭРОДИНАМИКА ЛЕСНОЙ ПОЛОСЫ

ПАВЕЛ ЛУКЬЯШКО, изобретатель, г. Быково Московской обл.

Ленинский год — год 35-летия великой Победы, когда комсомол всей страны проводит операцию «Древо памятиюбилейный и для советского лесоводства. 60 лет назад 29 апреля 1920 года В. И. Ленин подписал декрет «О борьбе с засухой», в котором говорилось: ♦Центральному лесному отделу вменяется в обязанность:

а) укрепление оврагов и песков путем древесных насаждений;

б) устройство снегосборных полос и изгородей;

в) облесение вырубок, гарей и других безлесных пространств в засушливых районах, а также в верховьях и по берегам рек...»

В. В. Докучаев и другие русские ученые еще в конце прошлого века экспериментально доказали перспективность использования лесополос для преодоления вредного влияния суховеев на урожай, улучшения водного режима и предупреждения эрозии почвенного покрова. Но в условиях буржуазно-помещичьей России их открытия не находили широкого претворения в жизнь. Лишь после революции ленинский декрет придал лесомелиоративным работам по преобразованию природы степной зоны страны настоящие государственные масштабы.

В течение завершающейся пятилетки только в РСФСР площадь лесных полезащитных полос возрастет на 255 тыс. га. Но если раньше любые лесопосадки считались благом и, чем больше их производилось, чем больше оптимизма они вызывали, то теперь положение меняется. Современный комплексный научный подход заставляет, не забывая о количестве, первостепенное внимание уделять качеству, определяемому по достижении конечного результата. Для лесных полос таким критерием эффективности должно стать повышение урожая на защищаемых ими полях, а не количество посадок.

И еще. Как отмечалось в центральной печати, «многие агрономы, бригадиры, руководители хозяйств теперь задумываются: стоит ли занимать богатые равнинные черноземы лесом?» Появляются и прямые противники применения лесополос. Значит, не все в этом вопросе обстоит благополучно. Вот почему редакция решила обратиться к этой теме.

открытая трибуна „тм"

Полезащитному лесоводству в нашей стране всегда уделялось большое внимание. С ним связывались надежды не только на существенное повышение урожайности полей, но и на общее улучшение климата степных районов, на искоренение суховеев и пыльных бурь. И хотя в большинстве случаев лесополосы действительно способствовали повышению урожаев, ожидавшегося коренного преобразования природы не получилось. Зачастую выросшие, набравшие полную силу и вставшие, казалось бы, непреодолимой стеной на пути ветра лесные полосы переставали выполнять свою роль, защищать поля от ветровой эрозии. Особенно наглядно это проявилось в 1969 году, когда густые многорядные полосы сами гибли от пыльных наносов.

Нельзя сказать, что лесоводы не сделали из этого никаких выводов. Наоборот, инструкции и правила по лесопосадкам были дважды пересмотрены. Вместо 7—8 рядов сначала было рекомендовано ограничиваться 4—5, а затем и 3—4 рядами. Но это не дало существенного улучшения. Ведь по своему облику полосы остались прежними — густыми, плохо продуваемыми. Лесоводы упорно стараются сажать максимально допустимое по инструкциям число рядов, а в каждом из них — максимально допустимое число саженцев. С одной стороны, это им выгодно материально, а с другой — здравый смысл заставляет думать, что чем плотнее полоса, тем более надежной преградой для ветра она служит. И действительно: кто из нас не знает, что густые кустарники и деревья куда лучше защищают от ветра. Но в данном случае здравый смысл нас подводит, а наука ничего ему не противопоставляет, не ответив:

как работает лесная полоса?

Без ответа на этот, казалось бы, элементарный вопрос, без четкого понимания физического смысла процесса, в результате которого за стеной деревьев снижается скорость ветра, поиски оптимальной конструкции лесной полосы эффективными быть не могут.

Нельзя сказать, что сельскохозяйственная наука не пытается дать такого ответа. Наоборот, в современной литературе на этот счет высказывается масса соображений, но все они отталкиваются от того же здравого смысла.

Вот, например, одно из наиболее популярных объяснений: воздушный поток, преодолевая лесополосу, теряет часть своей энергии, благодаря чему замедляется. Да, потери энергии здесь есть, но они весьма малы, чтобы сколь-нибудь заметно повлиять на скорость ветра.

Некоторые специалисты считают, что вся загвоздка — в гибкости ветвей, которые, пружиня, амортизируют порывы ветра. Но это объяснение неправильно уже потому, что лучшие лесополосы состоят из могучих дубов, а их ветви, как известно, далеко не гибки.

С 1963 года получила распространение теория А. Я. Смалько, который утверждает, что «полоса любой конструкции является мощным вихре-образователем». В своей монографии он неоднократно возвращается к этой мысли, пытаясь, опять же умозрительно, показать, что именно возникновение вихря приводит к снижению скорости ветра. Но и с таким выводом согласиться нельзя. На самом деле, чем гуще полоса и чем более мощным вихреобразова-