Техника - молодёжи 1980-08, страница 53тыре с половиною дня» (примерно 5 км/ч). Поэтому алмаз основания не простой: он содержит «в себе некоторое количество железной руды» и, следовательно, сам обладает магнитными свойствами, а шестиметровый магнит в «астрономической пещере» является лишь своеобразным инициатором, перемагни-чивающим эту махину. Если «разбить алмазное основание», то, «по общему мнению всех философов, магнит не в состоянии будет удержать остров в воздухе, и вся его масса рухнет на землю». Наконец, спутники Марса. На наш взгляд, в них тоже нет ничего таинственного. Во-первых, фантаст на то и фантаст, чтобы интуитивно угадывать. При этом вовсе не обязательно владеть каким-то «тайным знанием». На какое тайное знание, например, опирался Жюль Берн, когда описал, что первый пилотируемый корабль для облета Луны будет иметь экипаж из трех человек, стартует в декабре с полуострова Флорида и приводнится в декабре же в Атлантике? Каким тайным знанием руководствовался Алексей Толстой, описывая свойства лазерного луча? Какое тайное знание позволило Карелу Чапеку придумать робота? Таких примеров сколько угодно. Если уж берешься за научно-фантастическое произведение, то волей-неволей вынужден делать какие-то предсказания. Есть и второе соображение. Во времена Свифта публика действительно была взбудоражена революционными открытиями в астрономии. В моде были идеи числовой гармонии небес, подкрепленные эмпирическим (до сих пор, кстати, теоретически не обоснованным) правилом Боде — Тициуса, которое гласит, что расстояния планет от Солнца подчиняются геометрической прогрессии. Открытие Галиле-евых спутников Юпитера подсказывало многим астрономам мысль, что поскольку Земля имеет один спутник, а Юпитер — четыре, то у Сатурна непременно должно быть восемь спутников (пять уже были известны), а у Марса — два. Причем они невелики по размерам и расположены близко к планете — в противном случае их давно бы кто-нибудь обнаружил. Недаром задолго до Свифта Кеплер, разгадывая знаменитую анаграмму Галилея, в которой тот зашифровал непроверенные результаты своих наблюдений Сатурна (в те времена это был общепринятый метод «патентования» новых, но еще не подтвержденных открытий), прочел ее так: «Привет вам, близнецы, Марса порождение». Значит, великий «законодатель небес» тоже считал, что у Марса два спутника. На самом же деле фраза была иной: «Высо чайшую планету тройною наблюдал...» Утверждение же о «необычайной точности» предсказания Свифта является, к сожалению, лишь легендой. В действительности Фобос удален от центра Марса на полтора диаметра планеты, а Деймос — приблизительно на три с половиной. Соответственно отличаются от указанных Свифтом и их периоды обращения — 7 ч 40 мин и 30 ч 21 мин. А если пойти дальше и по данным лапутянских наблюдателей вычислить массу Марса, то она окажется завышенной против истинной в шесть с половиной раз и будет, таким образом, почти равняться земной... Похоже, у Холла не было особых причин приходить в смятение, а назвал он так спутники просто потому, что страх и ужас всегда сопутствовали богу войны. Так что в «Путешествиях Гулливера», по всей видимости, нет никаких тайн, основанных на утерянных для нас знаниях. Но это отнюдь не означает, что анализ, подобный проделанному здесь, пустое занятие. Исследование научно-фан-тастической литературы прошлого производится в последнее время не случайно. То и дело предсказания Жюля Верна и Герберта Уэллса сравниваются с современными научными достижениями, сопоставляются с тем, что уже есть и, быть может, может быть. Ныне в мир укоренившихся научных дисциплин прочно входит новая полноправная наука — прогнозирование. И не секрет, что наиболее удачные прогнозы содержат в себе немало тайного, интуитивного, возникшего в недоступных глубинах нашей психики. Видимо, не случайно наиболее интересные предсказания фантаст делает, рисуя сцены, совершенно необязательные в контексте произведения, но требующие предельной концентрации творческого воображения. Мы уже упоминали героев Жюля Верна, окончивших перелет в водах Атлантического океана. Приводнением завершился и лунный вояж по Уэллсу. Да и капитан Гулливер вернулся из предыдущего путешествия аналогичным образом: «Затем вдруг я почувствовал, что падаю отвесно вниз около минуты, но с такой невероятной быстротой, что у меня захватило дух. Затем я услышал страшный всплеск, который отдался в моих ушах * сильнее, чем шум Ниагарского водопада. На минуту я очутился во мраке, мой ящик начал подниматься, и в верхнюю часть окон я увидел свет. Тогда я понял, что упал в море». Под этим, вероятно, подписался бы любой астронавт «Аполлонов». Вот так-то. Стихотворения номера ЛЕВ КУКЛИН, к Ленинград \Ход времени Астроному Н. КОЗЫРЕВУ [ )Ума и дерзости смыкание — ) Законы нынешней поры. ) «Несимметричною механикой» \ Переосмыслены миры. i Мне представляется на практике,— ( : Прикиньте-ка, масштаб каков! — 1 J Скрипя, вращаются галактики, 1 Как генераторы веков! (Миры не сразу стали взрослыми. ) Всему на свете свой черед. \ А время мерно машет веслами l И к Вечности течет вперед... ( В меня врывается смешение 'Теней и света вперехлест, ' Непараллельное смещение \ Орбит каких-то новых звезд, \ Протуберанцев полыхание, \ Комет обугленных хвосты I И ощутимое дыхание > Потусторонней немоты. \ ЛЮДМИЛА ШАКУН, г. Ломоносов На пороге Вселенной \ Я стою на пороге Вселенной, ' вихри космоса веют в лицо, ' все, что вечно, и все, что мгновенно, \ припорошено звездной пыльцой. ( \ К звездам я прикасаюсь ( мечтами, ^и, зеркальностью мира пленен, J >я могу неотступно годами ) ждать привета из бездны времен. \И теплом переполнено сердце: ( (средь сугробов могучей тайги} 1 вижу поезд зеленый пришельцев,) I незнакомые слышу шаги. Верю: в будущем, с космосом слиты, \ [всю Галактику сможем пройти...] | Кто-то встретит свою Аэлиту, ] > кто-то — звездных субстанций дожди. \ \А пока корабли на орбите ьза витком совершают виток, я сплетаю фантастики нити [ в многоцветный рассказов венок. 4* 51 |