Техника - молодёжи 1981-01, страница 51

Техника - молодёжи 1981-01, страница 51

неожиданностей, могущих угрожать самому существованию скважины. Это позволило вести проходку открытым стволом — без обсадочных труб, что существенно облегчает все работы, а главное — оставляет стенки скважины доступными для прямых исследований по всей глубине. Оправдались, причем даже в большей степени, чем ожидалось, и расчеты на сравнительно медленный рост температур с углублением в недра Кольского щита. Температура до сих пор остается на уровне 200°, что при очень плотных породах, которые хорошо держат форму, надолго гарантирует ствол скважины от заплывания.

А с другой стороны, к борьбе с предстоящими трудностями мы подошли во всеоружии последних достижений науки и техники, причем не только тех, которыми располагают горнодобывающие, но и многие другие отрасли советской промышленности. Так, методы бурения разработаны во Всесоюзном научно-исследовательском институте буровой техники Министерства геологии СССР, которое выполняет головную роль в осуществлении эксперимента; основное средство для его выполнения — уникальную буровую установку БУ-15000 — построил Уральский машиностроительный завод Министерства тяжелого машиностроения. У нас его называют «заводом заводов», и БУ-15000 еще раз подтверждает это заслуженное название. Это действительно целый завод с центральным зданием-башней, поднявшимся на высоту 25 этажей, под сводами ко торого даже в разгар полярной ночи поддерживаются нормальные рабочие условия, с развитым энергетическим хозяйством и сверхмощными насосными установками для закачки глинистого раствора, с огромными лебедками, регулярно извлекающими из скважины 180-тонную плеть из труб с турбобуровым снарядом на конце, вращающим долото из сверхпрочного сплава особого состава и закалки. Нужно отметить, что буровое оборудование выполнено не по стандартам горной промышленности.

Но темпы бурения невысоки, потому что работоспособности долота, вгрызающегося в породу со скоростью сотен оборотов в минуту, хватает только на три-четыре часа, за которые проходится 6—12 м. Затем проводится многочасовой подъем труб для смены долота, выборки керна и исследования стенок скважины научной аппаратурой. Тут уж завод превращается в научно-исследовательский институт. Измерительные приборы, применяемые здесь, естественно, тоже уникальны. Так, если наши новейшие стандартные глубинные манометры

4 «Техника — молодежи» № 1

ВЫПОЛНЯЕМ РЕШЕНИЯ ПАРТИИ

для работы в скважинах рассчитаны на давление в 400 атм, в Кольской скважине гидростатическое давление превышает 1000 атм, а давление горных пород — 3000 атм.

Тщательно исследуются буквально каждый сантиметр ствола и каждая крупица породы, поднятая на поверхность. Кропотливый и всесторонний анализ кернов проводится в местных лабораториях, их тонкие срезы — плоские каменные диски — упаковываются со всеми предосторожностями и отправляются ученым Москвы и Ленинграда, а оставшаяся часть в строгом порядке складывается в кернохранилище, превратившееся в неповторимый музей с единственным экспонатом — более чем десятикилометровым набором столбиков-образцов по всему пройденному разрезу земной коры.

Из всего сказанного видно, что проходка сверхглубокой скважины никак не преследует каких-либо скоростных рекордных целей и с учетом всех обстоятельств, в частности того, что сегодня у буровиков Заполярного просто нет соперников, ведется даже поразительно быстро.

— И наконец, Владимир Владимирович, просьба рассказать об основных научных результатах выполненной работы.

— Прежде всего нужно сказать, что эксперимент идет со стопроцентным успехом, строго в соответствии с программой. Все технические трудности такой проходки нашли принципиальное разрешение, даже наиболее сложная из них — выдерживание вертикали. Суммарные отклонения скважины не превышают одного градуса на километр. Это значит, что наука получила надежное средство проникновения в недра. И уже ведется бурение второй сверхглубокой скважины, на этот раз (для получения существенно отличных от первых результатов) через всю толщу осадочного бассейна в районе Куринской осадочной депрессии в Азербайджане — в Саат-лы. Она уже достигла глубины около 6500 м. Ожидается, что и кристаллический фундамент там будет

совершенно другого характера, чем на Кольском полуострове, сравнительно молодой, палеозойский.

Принято решение о закладке в ближайшее десятилетие еще около десяти сверхглубоких научно-исследовательских скважин.

Теперь конкретно о научных результатах.

Впервые на континентальной коре пересечена выявленная геофизическими методами граница гранитного и базальтового слоев. Ведь, как известно, базальты фундамента нигде на Земле на поверхность не выходят. Оказалось, что они, по существу, и не являются базальтами. А граница представляет собой рубеж между менее метаморфизован-ными протерозойскими породами и гораздо более измененными, уплотненными архейскими породами с возрастом порядка 3 млрд. лет-

Получен ряд интересных данных по оценке геофизических методов. Выяснилось, что сейсмические методы на большой глубине дают искаженную картину. По данным сейсморазведки, например, слои, опускающиеся с поверхности под углом около 45°, после глубины 3 км делаются все более пологими и затем становятся горизонтальными. На самом же деле оказалось, что угол наклона сохраняется почти таким же и на глубине.

Можно было бы еще рассказать о ряде интересных результатов относительно распределения минералов, трещиноватости пород, состава газов, многие из которых явились сюрпризом для науки, но это уже представляет сугубо специальный интерес.

Сейчас работа продолжается и намечено достижение очередного рубежа — 12 000 м. Пройдет сравнительно немного времени, как у Кольской и Саатлинской скважин появятся их сестры: Тагильская — в древнем рудном поясе Урала, Тюменская — в Западной Сибири, Среднеазиатская, возможно, Ава-чинская — у подножия знаменитого вулкана и другие. Штурм геокосмоса будет продолжаться все более широким фронтом.