Техника - молодёжи 1981-01, страница 58баб». Чтобы собрать их побольше, исправник разослал якобы полученный из столицы приказ: все жители, у кого найдутся «каменные бабы», должны незамедлительно отправить их в Петербург. Крестьяне взмолились и послали исправнику прошение (приложив пачку ассигнаций), «чтобы его благородие упросил высшее начальство об отмене распоряжения везти «баб» в такую даль, аж в столицу». Исправник для убедительности поломался, но потом «внял» мольбам просителей и великодушно позволил везти «каменных баб» не в Петербург, а к себе... Несколько таких предприимчивых дельцов могли опустошить всю украинскую степь, если бы не Одесское общество истории и древностей, десяток любителей-краеведов и академик Яворницкий. Это они первыми приступили к собранию и описанию половецкого и скифского наследия. Еще в середине XIX века в степях и селах Украины насчитывалось 649 «каменных баб» (это прозвище происходит от тюркского «бал-бал», то есть «идол»). Сотни лет окаменевшим взором глядели статуи в степную даль. Веками стояли они как тень пребывания на русской земле бесчисленных восточных кочевников. Ни дожди, ни ветры, ни мороз, ни солнечный зной не поколебали стойкости каменных изваяний. Казалось, статуи превратились в вечную, нерушимую и обязательную часть природы. Но вторая половина нашего века принесла «каменным бабам» жестокие испытания. Весной 1976 года археолог Днепропетровского исторического музея Л. П. Крылова обратила внимание на усиленное разрушение 24 «каменных баб» из крупнейшего украинского собрания, составленного из 66 фигур, большая часть которых была свезена в музей из сел и степей за последние несколько лет. Сгрудив шиеся на тесной площадке, огражденные с двух сторон стенками, а с третьей зданием музея, «каменные бабы» стали вдруг чахнуть. Поверхность их голов и плеч начала шелушиться, осыпаясь тонкой корочкой, а иногда и обломками, при легком нажатии пальцами. Именно таким «способом» получил я в октябре 1977 года образцы камня. Микроскоп помог мне увидеть, а химический анализ подтвердил, что большинство половецких «каменных баб» из музейного собрания высечено из глыб пористого известняка, хорошо поддающегося теслу и долоту. Некоторые статуи изготовлены из песчаника, на 94—96% состоящего из мелких зерен кварца, скрепленных известняковым цементом. Зернистая структура камня хорошо просматривалась даже сквозь вековую пленку черной пыли и копоти, сплошь по крывающую «баб». Но самое любопытное — в камне было обнаружено аномально высокое (от 3 до 11%) содержание гипса, практически отсутствующего в известняковых и песча ных карьерах, в которых добывали материал для своих изваяний древние скифы и половцы. Откуда же появил ся гипс и какова его роль в разрушении половецких «баб»? SOs J л>Л llirf 7i . rV .ЭКСПОНАТЫ Днепропетровское менных баб». собрание «ка- Схема обтекания «каменных баб» загазованными ветрами. Днепропетровский музей расположен на самой высокой площадке города. Ветры, дующие с Днепра, приносят с собой сернистые газы из за водских и иных труб. Изваяния, собранные на музейной площадке под охраной стен, обвеваются этими загазованными ветрами, причем стены служат причиной завихрений (см. рис.), приносящих сернистый газ, ко торый в присутствии окислов азота превращается в серный ангидрид. Туманы и дожди вкупе с ангидридом создают аэрозоль — слабый раствор серной кислоты, обильно орошающий каменные изваяния. Камень, пористый и отнюдь не водоотталкивающий (песчаник поглощает за трое суток 6—8%, а известняк 3—15% воды), впитывает этот раствор. При этом часть кальцита, из которого сложен известняк, замещается гипсом. Имея больший объем, чем кальцит, кристаллики гипса расширяют поры в карбонатном цементе породы, открывая дорогу воде осенних и весенних дождей. Проникая в камень статуй, вода зимой замерзает, а в оттепель оттаивает. При этом расшатывается камень, и поверхность фигур выветривается. И «бабы» начинают шелушиться, как змеи, сбрасывающие постаревшую кожу. А что виноваты в этом именно завихрения сернокислого газа, можно судить по одной из «баб», одиноко стоящей на окраине Запорожья. Здесь, на открытом месте, обвеваясь ветрами, тоже небезгрешными по загазованности, фигура остается целехонькой. Итак, диагноз поставлен. Но как бороться с сульфатно-морозобойным выветриванием? Применять водоот талкивающие покрытия? Опасно: изваяния влажны, и в мороз их может разорвать изнутри (вода, как известно, при замерзании расширяется). Есть старый способ — белить известкой каждый год: наружные поры частично будут закрыты, а сернокислотная агрессия временно замедлится, так как будет возникать кар-бонатно-сульфатная корочка Но виц изваяний при этом изменится Пожалуй, проще всего прикрыть их сверху навесом. Опасность, грозящая Днепропетровскому музейному собранию, по-своему уникальна. Например, алтайские стелы, собранные в городе Абакане, изготовлены из твердого слоистого песчаника и гнейса, без примеси тех карбонатных минералов, что так чувствительны к загазованности воздуха. А в музее Павлодара, привезенные из прииртышских степей, экспонируются пять «каменных баб», внешне очень похожих на своих украинских «подруг», но куда более выносливых: на их изготовление пошли плоские длинные плиты серого грубозернистого гнейса, добытого, вероятно, в обрывистых берегах Иртыша. Камни эти достаточно стойки против агрессии городского воздуха... Но мы обязаны сохранить для потомков скифские и половецкие изваяния, разрозненные «страницы каменной книги» по истории украинских степей. Не к лицу нам уподобляться исправнику, заботящемуся только о собственном погребе. 56 |