Техника - молодёжи 1981-01, страница 55Г' КАМЕНОПИС-НАЯ ИСТОРИЯ СИБИРИ АЛЕКСАНДР КОНОПАЦКИП, кандидат исторических наук, г. Новосибирск Среди множества разнообразных коллекций, которые есть на свете, имеется собрание древних изваяний, разбросанных когда-то во времени и пространстве, а ныне получивших постоянную прописку при Институте истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР Представляемая читателям «ТМ» уникальная галерея, которая явится частью создающегося в Новосибирске музея под открытым небом, возникла не сразу. Она действует и постоянно по полняется уже более десяти лет. Инициатива ее создания принадлежит выдающемуся советскому историку, археологу, Герою Социалистического Труда академику Алексею Павловичу Окладникову. Почти ежегодно сотрудники экспедиции привозят по окончании полевого сезона по нескольку древних изваяний. История открытия некоторых памятников могла бы составить сюжет увлекательной детективной повести или даже романа Многие из них буквально спасены для человечества: им грозило полное либо частичное уничтожение. По невежеству или незнанию, а иногда в силу элементарной лени люди используют древние стелы, изваяния. камни с рисунками. . в качестве строительного материала, совершенно не задумываясь о том. какой огромный ущерб наносит это нашему культурному достоянию. Собранные вместе, эти изваяния становятся своеобразной «книгой», каменописные страницы которой восполняют пробелы знаний о нашем далекой прошлом. О Сибири, огромные пространства которой поражают даже в век космических скоростей, написано немало. И еще больше будет написано- ведь наряду с открытыми богатствами многое еще предстоит открыть. Интерес к сибирским просторам и чудесам неотделим от вопроса: когда же появился здесь человек? В настоящее время не вызывает сомнения, что Сибирь была густо заселена уже в эпоху палеолита — в древнекаменном веке. Первый человек появился здесь не менее 100 тыс. лет тому назад или даже в более раннее время, отстоящее от нас на 300 400 тыс. лет. Свидетельством тому являются находки на стоянке Улалинка, на одноименной речке в черте города Горно-Алтайска. В нашем собрании они представлены гига нггким нуклеусом - ядрищем из валуна желтого кварцита, с которого древний человек скалывал заготовки своих будущих орудий (№ 1 на схеме) Вполне возможно, что расщепление камня производилось не без помощи огня- в пользу этого говорят красные полосы. Если так, человек очень даино научился применять огонь не только для приготовления пищи. От раннего периода человеческой истории до нас дошли только орудия. Но уже в эпоху верхнего палеолита, 20—30 тыс. лет назад, возникло искусство, реалистическое по характеру, преимущественно анималистическое по содержанию. К числу памятников так называемого «пещерного» палеолитического искусства относятся Капова пещера на Урале и пещера Хойт-Цэнкер-агуй в Монголии. В рисунках знаменитых Шишкинских писаниц на реке Лене сохранилось три палеолитических изображения животных — диких лошадей и быка Охота была в те времена главным занятием, однако древний художник не только запечатлел промысловых животных, но и изготовлял екульптурки людей и птиц, обнаруженные, в частности, на стоянках Мальта и Буреть на Ангаре. Очевидно, еще в палеолите оформлялась так называемая «охотничья магия»: совокупность ритуальных действий, направленных на обеспечение успеха в охоте. Эта «магия» осталась и в неолите, а у некоторых народов, занимавшихся охотой, продолжала существовать вплоть до недавнего времени. Показательно изображение лося с ямками на теле (№ 2, поселок Сикачи-Алян, нижний Амур), вы полненное 6—8 тыс. лет назад. Возле этого изображения древние охотники разыгрывали сцену охоты и поражали рисунок, чтобы потом столь же успешно победить настоящее животное. Интересны и изображения личин-ма-сок с нижнего Амура (№ 3), отра* жающие идеологию и мифологию человека, жившего 5—6 тыс. лет назад. Эти изображения связаны с верой в духов — хозяев леса, рек и озер. СХЕМА СИБИРСКОГО МУЗЕЯ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ. Цифрами обозначено: 1 — гигантсний нуклеус; 2 — намень с изображением лося; 3 — изображения личин-масок; 4, 5 — антропоморфные скульптуры онуневсной культуры; 6, 7 — могильные плиты окуневской культуры; 8—10 — «оленные камни»; 11 — 14 — стилизованные изваяния человека; 15 — плита с фигурами людей и лошадей: 16 — 22 — «каменные бабы»; 23 — камень с изображением человечков, исполняющих ритуальный танец; 24 — база нолонны; 25 — базальтовая ступа для обработки зерна; 26 — камень с буддийской надписью; 27 — буддийсное божество вод. Тюркское изваяние воина (стр. 52). Камень с изображением лося (№ 2). Изваяние буддийского божества Лу-бан Жалбо Бурхана (№ 27).
|