Техника - молодёжи 1981-01, страница 56С появлением в Сибири металла — меди, а затем бронзы — возникло земледелие. Одомашнивание коров, овец, лошадей привело к появлению животноводства. Эти важнейшие события тогдашней общественной жизни запечатлели безымянные художники окуневской культуры (Хакасско-Минусинская котловина, Красноярский край, 4—4,5 тыс. лет назад). Наряду с характерными изображениями ■ рехглазых личин, сочетающих в себе черты человека и животного, мы находим символы Солнца (кружки с четырьмя или шестью лепестками), силуэты домашних быков и оленей. Одним из лаиболее выразительных является камень, на котором животные изображены в три яруса (№ 7). Верхний ярус занимают быки. Перед каждым из них столбик, от которого к рогам тянется тонкая линия. Очевидно, животные привязаны. Во втором ярусе тоже запечатлен крупный рогатый скот, только другой породы В третьем, нижнем ярусе мы видим баранов. В дальнейшем на необозримых пространствах. Южной Сибири, Центральной Азии и Алтая возникает ски фо-сибирский звериный стиль, ярким проявлением которого являются «оленные камни» стелы с четкими изображениями грациозных оленей, бегущих один за другим в стремительном галопе или даже летящих (№ 8—10). В мифологии многих народов смена дня и ночи представляется погоней оленя, носителя тьмы, за солнечным оленем, олицетворением света. Не исключено, что именно поэтому на голове верхнего оленя мы неизменно находим круглое кольцо (символ Солнца?). Такие изваяния одновременно изображали и человека-воина, правда, весьма условно. Изображение воина. Алтай. Камень с надписью на тибетском и старомонгольсном языках (№ 26). Изваяние окуневской нультуры с изображением оленей, всаднина, животных, человечков (Ns 6). •Оленный камень». Круг в верхней части — символ Солнца (№ 8). Камень с изображением личин-масок (№ 3). Камень с изображениями животных. «Оленный камень» (Ns 9). Так, на боковой грани камня (№ 8) можно видеть изображение бронзового меча и, возможно, щита. Возраст таких камней составляет около 3— 3,5 тыс. лет. Наиболее ранним скульптурным изображением человека-воина является камень (№ 11) раннескифско-го периода или даже древнее (Алтай). Некоторые элементы позволяют связать его с «оленными камнями». Широкая полоса в верхней части определяет голову или головной убор. Ниже с двух сторон нанесены украшения в виде височных колец. Три наклонных полосы обозначают лицо. Овальные ямки, составляющие цепочку, изображают пояс, покрытый бляшками, а олень на лицевой стороне камня передает пряжку пояса, также бронзовую, какие часто встречаются в древних погребениях. Ниже пояса изображены боевой топор — клевец (или чекан), короткий меч -акинак и лук в колчане — типично скифское вооружение XI — X веков до н. э. Примерно в это же время в Забайкалье появляются стилизованные или условные изображения воинов, очевидно, носившие поминальный характер (№ 12). Но наиболее выразительная плита VIII—VII веков до н. э. с тремя человечками державшими под уздцы трех лошадей (№ 15). Возможно, перед нами сцена приручения или объездки животных. Очень часто в степях Алтая, Монголии, Тувы встречаются так называ емые «каменные бабы» — памятники VI—X веков н. э., связанные с государственными образованиями древних тюрков — каганатами. Они наглядно отражают дух своего времени. Как правило, это памятник воину, мужчине, на лице ясно различимы усы. В правой руке он держит обычно сосуд — кувшин или кубок (с кумысом), левая рука сжимает рукоять сабли. Выпуклости на поясе обозначают декоративные бляшки. Иногда на шее воина изображается гривна, в ушах — серьги, на поясе — сумочка для мелких вещей. Древние тюрки, предки многочисленной ныне семьи тюркоязычных народов, были скотоводами-кочевниками. Господствующей религией являлось |