Техника - молодёжи 1981-01, страница 57

Техника - молодёжи 1981-01, страница 57

шаманство, сохранившееся у многих народов Сибири вплоть до недавнего времени. Возможно, именно сцену шаманского танца изобразил десять веков назад художник на одном из камней...

В это же время на Дальнем Востоке сложились самостоятельные государства тунгусоязычных народов — Бохай и государство Чжурчжэней. От них сохранились многочисленные городища, укрепления, остатки храмов, в архитектуре которых заметны элементы буддизма. А в XVII— XVIII веках эта религия распространяется в Забайкалье. Возникают новые памятники. Это изображения божеств — например, Лубан Жалбо Бурхана, владыки вод, озер, рек (№ 27). Одновременно появляется традиция устанавливать стелы с надписями и благопожеланиями по случаю преодоления трудного участка дороги или перевала. Надпись на камне № 26 гласит: «Поставлен на благо всех живущих на земле».

Вот так, век за веком, тысячелетие за тысячелетием, запечатлялись в камне жизнь, мир и мифы. Священный долг каждого человека — сохранить это бесценное богатство для будущих поколений.

t.fVWVWWWVWWWW» '-V

ЛИЯ ШЕЙНКМАН

Москва

Саянская звезда

Когда, стирая голос грома,

В песках, где даже тень горит, Рабы жестоких фараонов Тесали грани пирамид, — На диком бреге Енисея, В кухлянке из пятнистых нерп, Разведчик тундры, сын Евсея, На скальном гребне

выбил герб. А может быть,

не герб, а мету, Что здесь, у вещего костра, В те дни, задолго до рассвета, Свет добывали мастера. Наследники поморской славы, Оленеводы, рыбаки, Хозяева лесного сплава,

VWWW^VWWSA V.

v/vwy

Угрюмой северной реки. И, сняв с широких плеч котомки, Полой смахнув янтарный снег, Врубали в камень для потомков Послание в двадцатый век. Лучом прожектора облитый, Из тьмы веков в наш светлый

день

Вдруг проступил на монолите Сибирский царственный олень. Пласты эпох переживая. Не узнавал он берега — И ветка кедра как живая Венчала теплые рога. В мерцающих зрачках оленя Плеснуло чудо из чудес — Мечта, свершенье поколенья, Саяно-Шушенская ГЭС. Шаманил ветер, брызги сея. Звенела дерзко береста... Над укрощенным Енисеем Взошла Саянская звезда.

СОХРАНИТЬ ДЛЯ

потомков

АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВ, руководитель группы исследований каменных материалов НИС Гндропроект

«Едешь час, другой... Попадается на пути молчаливый старик курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землей ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душой».

В чеховской картине южнорусской степи курганы и «каменные бабы» являются неотъемлемой деталью степного ландшафта. Но уже тогда многие курганы были разрыты, а каменные обитатели степей передвинуты со своих исконных мест, чтобы стать межевым знаком, столбом у ворот или, наконец, лечь в фундамент сельского дома.

Почти век назад академик Д. П. Яворницкий описывал, как один расторопный исправник Ново-московского уезда, задумав построить каменный погреб, решил использовать для этой цели «каменных

55