Техника - молодёжи 1981-03, страница 13

Техника - молодёжи 1981-03, страница 13

умение. Первые семь месяцев не было хорошей работы.

— Не было специалистов?

— Да нет! Были хорошие специалисты! Только работать в одной связке не могли. Не умели по-комплексному — без лишних маневров техникой и людьми...

Мы приближались к выходу. Со стороны портала забрезжил дневной просвет. Валентин Романович остановился на чистом, сухом мег сте и, оглядев бетонные оводы, сказал:

— Чисто, светло. Так будет везде...

ШТУРМАНЫ ПОДЗЕМЕЛЬЯ

Михаил Зиганшин прибыл сюда два года назад, после армии. С восточного портала было уже пройдено 800 метров тоннеля и 900 метров штольни. Впрочем, уточнить эти цифры совсем несложно. В маркшейдерском отделе, где мы с Мишей находимся, цветастой лентой развешен на две стены график проходки и тоннеля и штольни с самого первого дня. Да, восемьсот, подтверждает Миша, лишний раз подойдя к «пикетажке».

В семьдесят пятом он закончил Свердловский горно-металлургический техникум. Здесь за два года с небольшим сделался из сменного маркшейдера участковым. Основательный рост.

Придя на строительство тоннеля, Михаил поразился масштабности. Такое сечение! Преддипломную практику проходил на рудниках в Краснотуринске. Там на проходке разведочных штолен были сечения от четырех до восьми квадратных метров. А тут тебе сразу семьдесят! Колоссальные объемы разработки грунта. Взрывные работы. Плюс ко всему ювелирная точность прокладки тоннеля.

Шутка ли, идущие навстречу друг другу в толще гранита отряды встречаются с допустимым отклонением в пятьдесят миллиметров. Спичечный коробок! А сбойка штольни в апреле была произведена по высшему классу точности — отклонение составило всего лишь двенадцать миллиметров.

Бригадир проходчиков Валентин Романович Толстоухов.

Начало тоннеля — восточный портал.

Участковые маркшейдеры Михаил Зиганшин и Павел Балин.

Точность угловых и линейных измерений целиком на совести маркшейдера. Он в тоннеле бог и царь. Малейшее отклонение в точности проходки заметит и заставит исправить. И никто не прикажет маркшейдеру пойти на превышение проектных допусков.

Листаю журнал маркшейдерских работ. Некоторые записи показались мне примечательными.

«Снято сечение на пикете 35+10 (полностью) и нанесено в журнал. Недобор в сводке по левой стороне подтвердился».

«Проверена опалубка — в плане на 8 сантиметров смещена вправо».

«В чем дело? Почему пикет забоя от 14.08.80 исправлен на 35+18,8, когда он был 35+19,9?!»

«Усилить контроль за проходкой, бетоном, укладкой рельсов! Обеспечить приемку обуренного контура в присутствии сменного инженера!»

«Внимание, всем сменным! Сечение забоя снимать не через пять метров, а через три — и свод и бока! Теодолиты Т-2 брать только на измерение углов полигономет-рии! В остальных случаях пользоваться. 2Т-5К».

Последние два предписания в журнале сделаны рукой главного маркшейдера ТОг12 Жоржа Николаевича Упорова. Человек он, я бы сказал, фанатичной любви и преданности своей профессии. Немало он сделал, для становления маркшейдерской службы на восточном портале.

Из записей видно, сколь тесно переплетаются ее коррективы с технологией. Служба эта — своего рода ОТК на тоннеле. Ей ведомы и высокие функции штурманства, и обычные дела «оплошной лихорадки буден».

Окончание на стр. 45.

рушил структуры породы за пределами шпура. Иначе будут большие вывалы гранита, а в случае слабого взрыва — недоборы. Придется еще подбуривать и взрывать. «Чистая работа» взрывников в значительной степени определяет скорость проходки.

Следом идут бетонщики. Обделка тоннеля придает ему законченный вид. Гладкое сечение тоннеля не лишено элегантности, напоминая поставленное на острие яйцо. В этом глубокий смысл: при такой конфигурации достигается наивысшая прочность и пластичность тоннеля.

Отделочные работы ведет комсо-мольско-молодежная бригада Николая Андреевича Еременко. Бетонирование облегчается применением блока механизированной опалубки. Захват его — двенадцать метров. Между гладкой поверхностью опалубки и неровными стенами тоннеля по специальным бето-новодам закачивается раствор. В каждой такой «заходке» используется до 200 кубометров бетона. Объем обделки по всему тоннелю составляет 260 тысяч кубометров. Бетонирование восточного крыла намечается закончить к маю 1981 года. Вполне осуществимая задача: у горняков накоплен богатый опыт, а техника здесь применяется самая совершенная.

— Строительство тоннелей на БАМе отличает высокий уровень механизации, — говорит начальник ТО-12 Александр Геннадьевич Манюков. — Мы считаем — до 95 процентов! Причем какие машины! Наши ПНБ или МоАЗы котируются на уровне мировых стандартов...

Возвращались часа через два. Миновали опалубку. Тут работали парни из бригады Еременко. По-хлюпьгвая, сливался по шлангам раствор из ярко-оранжевого бетоноукладчика. Вышли на чистое место. Валентин Романович о чем-то задумался. Я вывел его из задумчивости вопросом:

— Что ж, Валентин Романович, довольны ребятами?

— Доволен! Но не сразу пришло

11