Техника - молодёжи 1981-04, страница 22

Техника - молодёжи 1981-04, страница 22

КОСМИЧЕСКАЯ ГАВАНЬ СТРАНЫ СОВЕТОВ

ЕВДОКИМ ЬОХАНОВ, инжгнер-исиытатель

С П Королев называл советскую демпю «Оерегом вселенно» Поэтому >смсдром Байконур ito праву считается нашей главной космиче

ской гаванью. Теперь Байконур и его столица город ракетчиков — известны всему миру. А четверть века назад здесь была безжизненная

степь. О том, как создавался космодром, рассказывает один из участников его строительства.

В начале 50-х годов стало ясно, что обширный полигон, с которого стартовали первые советские балли стические ракеты дальнего дей ствия, окажется тесным для буду щих мощных ракет носителей, к разработке которых приступило конструкторское бюро С. П. Коре, лева. В 195*1 году была создана ко миссия по выбору местоположения будущего космодрома. Выбор было сделать непросто, так как нужно было учесть много факторов. В частности, космодром должен на ходиться как можно б чиже к эква тору, чтобы использовать скорость вращения Земли. Так, при разгоне ракеты в восточном направлении она на широте Байконура получает дополнительно почти 4" орРиталь ной скорости — 316 м/с. Трасса полета запускаемых ракет должна проходить над малонаселенными районами Земли, как и вона паде ния их отработавших ступеней. Подходы к космодрому должны давать возможность транспортировки крупногабаритных ракет, космических аппаратов и средств их обслу живания. В его районе должна преобладать безоблачная погода, чтобы было легче наблюдать за полетом ракет на начальном участке.

.В"ем этим требованиям отвечали степи Байконура. Маленькая группа первых строителей-разведчиков отправилась туда уже в январе

1955 года. Летом того же года на место стройки начали прибывать строители и руководство будущего космодрома. Появились брезентовые палатки, которые служили и жильем, и штабом стройки, начали поступать грузы — строительные конструкции, оборудование, материалы. Поселок, ставший теперь цветущим городом, состоял из наскоро собранных древеснощитовых бараков. Их тогда в шутку называли «дырявощелевыми». И действительно, в этих бараках было так же жарко и пыльно, как снаружи, летом и холодно зимой. Столы, стулья, постельное белье покрывались толстым слоем пыли, и прежде чем лечь в постель, надо было вытряхивать белье.

Основные земляные и строительные работы начались в конце лета 1955 года, а через год уже широким фронтом велись работы по строительству специализированных сооружений: монтажно-испытатель-ного корпуса (МИК), стартовой площадки, пунктов управления и других. Трудности строительства усложнялись жарой и пыльными бу рями. Тысячи автомобилей, тракторов и других строительных машин поднимали такую беспросветную коричневую пыль, что приходилось и днем работать с включенными фарами.

К осени 1956 года будущая стар

товая площадка представляла собой огромный котлован с возвышающейся на несколько десятков метров над степью земляной насыпью. На ней — груды металлоконструкций, закладных деталей, громады емкостей, комплекты редукторов, трубопроводов, мощных насосов, электродвигателей, вентиляторов, многотонных металлических платформ, продуваемых колючим морозным ветром.

Монтажники достойно справились со своей почетной, хотя и очень тяжелой работой. И это в первую очередь заслуга комсомола: более 80 процентов строителей и монтажников составляла молодежь.

Они ставили первые палатки, ба раки, прокладывали первые железные и шоссейные дороги, возводили насыпи и рыли котлованы, бетонировали стартовые сооружения, строили громадных размеров специальные технические здания. И каждый раз брали на себя творческие обязательства, с комсомольским задором переносили невзгоды.

Весной 1957 года начались отладочные работы. Первым вступил в строй МИК, в котором производятся проверка частей ракеты и приборов, сборка их в пакет, испытания ракетно-космической системы и перегрузка ее на специальную подъемно-транспортную железнодорожную платформу-установщик. Несколько

20