Техника - молодёжи 1981-04, страница 19

Техника - молодёжи 1981-04, страница 19

регаты ОПЭ-1А и ОПЭ-2 Днепропетровского электровозостроительного завода.

Техническим новшествам на Михайловском ГОКе нет числа. Их внедрение способствует повышению производительности комбината и улучшению качества продукции.

— Темпы строительства и освоения нашего предприятия достаточно высоки, — говорит директор комбината А. И. Потапов. — Первые сто миллионов тонн руды мы добыли за 15 лет, вторую сотню миллионов — всего за 4 года и 3 месяца.

Ну а о качестве продукции веско говорят ее потребители. Вот что пишет, к примеру, первый заместитель генерального директора экспериментального производственного комплекса объединения «Тулачермет» П. П. Мишин: «...Учитывая высокие металлургические свойства железорудных окатышей МГОКа, научно-производственное объединение считает их высококачественным сырьем, позволяющим повысить технико-экономические показатели доменной плавки». А вот письмо главного инженера Новолипецкого металлургического завода А. М. Поживанова: «Железорудные окатыши Михайловского ГОКа отличаются высоким качеством — более 59,3% железа; низким содержанием мелочи — менее 5%, и большой прочностью на сжатие — более 300 кг/окатыш». Недаром Минчермет СССР находит возможным аттестовать по первой категории качества железорудные окатыши производства МГОКа.

Подшефный комсомолу, строящийся и уже действующий горно-обогатительный комбинат Курской магнитной аномалии растет и набирает силу. Он один из важных рычагов технического прогресса пятилетки.

КОНКУРС «НРБ НА ПУТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА»

Объявленный журналом (см. «ТМ» № 9 за 1980 год) конкурс «НРБ на пути научно-технического прогресса» вызвал живейший интерес наших читателей. Победителей ждут 85 премий и призов, в том числе десять 10-дневных поездок по Болгарии, стереомагнитофоны, карманные элент-ронные калькуляторы, электронные часы и другие ценные предметы.

Вопросы конкурса опубликованы в «ТМ» № 9 за 1980 год.

Напоминаем, что срок представления ответов до 1 июля 1981 года. Присылать их следует на адрес: Москва 125015, Новодмитровская улица, дом 5а, редакция журнала «Техника — молодежи».

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Продолжение. Начало на стр. 8.

исследования, я просто не представляю. Ведь расходуются не только средства — из них-то космический корабль не слепишь, — но и огромный технический и научный потенциал. И если бы все это было уже 20 лет назад направлено на космонавтику, то, мне кажется, гигантский скачок, который мы за это время сделали, показался бы нам сегодня всего лишь мизерным шажком.

g Все мы читали про открытие новых земель, про кругосветные путешествия, про подвиги великих мореплавателей. Им тоже было совсем нелегко. Но космонавтика сейчас, я думаю, находится на более высоком уровне, чем мореплавание в эпоху Колумба и Магеллана. Ведь автоматические станции летают уже к самым далеким планетам — этим островам солнечной системы. А дальнейшее освоение космоса пойдет, на мой взгляд, исторически теми же путями, какими идет вообще освоение мира человечеством. Я убежден, что первой планетой, на каменистую почву которой ступит нога человека, будет Марс. Давление на его поверхности примерно такое же, как у нас на высоте 15 километров, так что можно промоделировать марсианскую экспедицию и на Земле. И не так уж долго ждать дня, когда первый пилотируемый корабль «приземлится» на красной планете.

Q У меня в полете особых юмористических случаев не произошло, да и не до смеха нам тогда было. А вот после посадки меня едва не приняли за шпиона. Под Саратовом дело было. С парашютом, в скафандре — чем не разведчик? Чуть в плен не взяли...

А вторая смешная вещь случилась тоже после полета. Я до сих пор не могу рассказывать о ней без улыбки. Суточный полет казался тогда сверхпродолжительным, и кто-то пустил слух, что на орбите я здорово облучился, что я уже лысый и слепой, что от меня ушла жена и так далее. Правда, когда у нас родилась дочь, а потом и вторая, разговоров о моей «болезни» поубавилось. Но слух, как ни удивительно, живет до сих пор — он веселит меня, мою семью, моих друзей и знакомых. Доза, которую я тогда получил, была существенно меньше той, что достается товароведам магазина «Изотопы». А сам я после 1961 года стал летчиком-испытателем, летал на самолетах всех типов и сейчас, как говорят у нас в авиации, «годен к полетам без ограничений».

«ЗНАТЬ 0 РАКЕТЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДАЖЕ КОНСТРУКТОРЫ!»

Этому учил своих студентов профессор, доктор технических наук Леонид Александрович ВОСКРЕСЕНСКИИ (1913—1965), организатор и первый заведующий кафедрой испытании летательных аппаратов МАИ, он же — первый представитель профессии инженера-испытателя в области ракетной техники, возникшей в нашей стране в послевоенные годы.

Воснрёсенский родился в Павловском Посаде Московской области в семье сельского священнина, воспитывался в семье старшего брата в Москве. Уже с 16 лет начал трудовую деятельность — элентромонте-ром на заводе «Красный факел», совмещая работу с учебой в шноле, а с 1932 года — в МЭИ. После четвертого курса института его призывают в армию, где он всерьез занимается совершенствованием оружия, и, уже демобилизовавшись, продолжает работать в этой области. Перед самой войной один из разработанных им образцов принимается на вооружение, и Государственный Комитет Обороны поручает Воснресен-скому организацию его производства на предприятиях страны. В 1942 году Леонид Александрович назначается начальником электротехнической лаборатории института и разрабатывает новые образцы ракетного оружия, и за участие в этой работе награждается орденом Красной Звезды.

После войны его включают в число участников первых пусков мощных баллистических ракет. Здесь его талант прирожденного испытателя, его удивительную интуицию, выдержну и смелость оценил С. П. Королев. Уже тогда Сергей Павлович ставит его на свое место у перископа в испытательном бункере, доверяя «своему Лёне» больше, чем себе. Абсолютно считаясь с его мнением при пусках, Королев был в то же время крайне требователен к своему заместителю по испытаниям в процессе подготовительной работы, где на Воскресенском лежала ответственность за разработку испытательного оборудования, систем измерений, программ и методик испытаний.

ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО РУССКОГО САМОРОДКА, ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА Л. А. ВОСКРЕСЕНСКОГО, ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ЕГО РАБОТЫ НА САМОМ НАПРЯЖЕННОМ УЧАСТКЕ РКТ ЕЩЕ ЖДУТ СВОЕГО ОПИСАНИЯ.

2 «Техника — молодежи» Mi 4

17