Техника - молодёжи 1981-04, страница 33

Техника - молодёжи 1981-04, страница 33

ТЕТРАДИ КОРОЛЕВА

начинать работать над «космическими урожаями» (?). Каков состав этих посевов, какие лультуры? Их эффективность, полезность? Обратимость (повторяемость) посевов из своих же семян, из расчета длительного существования ОР. Какие организации будут вести эти работы: по линии растениеводства (и вопросов почвы, влаги и т. д.), по линии механизации и «свето-тепло-солнечной» техники и систем ее регулирования для ОР и т. д.? (Опыты по выращиванию растений, постоянно ведущиеся на станциях «Салют» и биологических спутниках, таких, как «Космос-92», «Космос-605>, «Космос-836» и другие, показали, что данная проблема чрезвычайно сложна.)

Видимо, к ОР надо одновременно начать разработку и «космической фермы» (КФ) для животных и птицы. Надо бы эту задачу уточнить — имеет ли она практический смысл для экологического цикла (институты Академии наук и Академии медицинских наук).

Что можно иметь на борту ТМК или ТОС (либо в ОР) из декоративных растений, требующих минимум затрат и ухода?

Надо, очевидно, положительно решить вопрос о возможности выхода из аппарата человека в космическое пространство (2). Основное здесь — скафандр и его системы автономного питания для жизнеобеспечения, системы связи. средств передвижения и т. п. (Первый в мире эксперимент по выходу человека в открытое космическое пространство осуществлен А. А. Леоновым и П. И. Беляевым при полете корабля «Восход-2» 18 марта 1965 года — последнем пилотируемом полете, осуществлением которого руководил С. П. Королев.)

Надо поставить в ближайшее время опыты на животных с их выводом из аппарата в космическое пространство (может быть, этот опыт совместить с серией опытов с весьма длительным пребыванием животных в космическом пространстве и при этом на разных высотах и на разных орбитах, может быть, для оценки воздействия различных поясов).

Как наладить постоянную радиационную службу на Земле?! (и не только радиационную, но и по другим вопросам): надо, очевидно, иметь систему постоянно (и очень длительно) работающих спутников для этой цели (3) и систематически получать информацию, ее записывать, автоматически обрабатывать и т. д. (С этой целью в СССР созданы и с 14 апреля 1972 года запускаются автомати

ческие станции «Прогноз», выводимые на орбиту ИСЗ с апогеем 200 тыс. км. Сегодня эту службу солнечного дозора несет станция «Прогноз-8».)

Надо решить проблему «постоянных спутников» или «орбитального пояса» (4) для нанесения ряда функций в течение очень длительного времени. (Сейчас самые разнообразные функции на околоземной орбите выполняют спутники «Космос» различных вариантов, которых с 16 марта 1962 года уже запущено около 1270 штук.)

Как их (эти спутники) ремонтировать, регулировать, перезаряжать и т. д.? Нужна целая система или служба около Земли.

Очевидно, что в «орбитальном поясе» следует расположить и «запасные базы-спутники» (5) для кораблей, которым это будет вдруг нужноI По типу туристских запасных баз, со всем необходимым для крайнего случая (воздух, влага и питание, энергетика запасная, связь, медикаменты, аппаратура для создания искусственной тяжести и др.). Но, возможно, следует создать вечный спутник Луны (6) для этих целей, а на Луне — основную базу (7). Создание вечного (и достаточно крупного) станции-спутника Луны выгодно тем, что пролетающим кораблям не надо будет садиться на Луну, либо опускать на ее поверхность ракетные (планетные) зонды, что связано со значительными затратами топлива и другими трудностями. Видимо, к станции-спутнику Луны можно будет «причалить» с минимальными затратами энергии (это надо тщательно проверить и сравнить с посадкой на Луну и с возвратом на орбиту с поверхности Луны). Но на Луне надо иметь, видимо, и капитальную базу для космических целей, а именно: решение задач связи с кораблями, решение задач навигации кораблей (в обоих случаях при очень дальних полетах), снабжение кораблей некоторыми необходимыми материальными средствами, в том числе питанием, средствами жизнеобеспечения, ядерным топливом (включая и рабочее тело) и т. д.

Вопросы, связанные с невесомостью, —- основные!

Видимо, здесь опыты на «Союзе» (8) и на ТОС (9) дадут возможность получить большие и очень большие длительности (до 1 года) пребывания в условиях невесомости (что при 1 годе решает проблему полета к ближним планетам, так как сроки 3—5 лет будут уже примерно того же порядка). (Самый длительный 18-суточный полет на корабле-спутни-

НОРИФЕИ НАУКИ

ке был осуществлен А. Г. Николаевым и В. И. Севастьяновым на «Союзе-9» в июне 1970 года. Создание орбитальных станций «Салют» позволило увеличить продолжительность непрерывной работы космонавтов на орбите до 185 суток. А В. В. Рюмин в течение трех полетов прожил в космосе почти год, то есть вплотную приблизился к рубежу, который, по мнению Королева, открывает с медико-биологической точки зрения путь к межпланетным полетам человека.')

В условиях длительного космического полета можно будет основательно проверить: влияние невесомости на разных людях и на достаточно большом числе людей, разные медико-биологические средства, разные механические средства временного и постоянного искусственного тяготения. Можно будет впервые развернуть в космическом пространстве настоящие медико-биологические исследования и наблюдения в действительных условиях. Тут же будет проверяться и вся вообще техника для более длительных полетов.

Видимо, создание ТОС есть необходимый этап для длительных полетов в космическом пространстве, так как здесь будет отрабатываться у Земли вся техника. (Пилотируемые станции «Салют», запускаемые с 19 апреля 1971 года, все более усложняются и совершенствуются, и долговременная орбитальная станция «Салют-6», работающая в космосе с 29 сентября 1977 года, уже практически полностью соответствует тому представлению о ТОС, которое было у С. П. Королева.)

Это важный методический шаг, без которого не пройти. Ему предшествовать должна тщательная и длительная подготовка на Земле, в земных условиях людей и техники, хотя это будет во многих случаях и не совсем то, что нужно.

См. вопросы создания «максимальной защиты» от излучений и т. д. Это, несомненно, одна из особых проблем, и создать такую систему будет нелегко. Какая организация может заниматься такими делами?

Важный вопрос о непосредственной связи корабля с Землей или планетой путем посылки человека (из числа экипажа) с его возвратом обратно на борт корабля. Очевидно, это должны быть особые аппараты (10); их разработка — наше дело. Все это надо прежде всего отработать на Земле по связи (спуск человека и подъем его на борт) с орбитальным поясом. Это отдельная тема для разработки, с вариантами для условий: земных, лунных, на Марсе и на Венере.

Неплохо бы для АМС «Марс — Венера» разработать также «(ракетные) планетные зонды» и вернуть их с поверхности Марса (11) и Венери (12). А в первую очередь с Луны (13) при

31