Техника - молодёжи 1981-06, страница 42

Техника - молодёжи 1981-06, страница 42

НАУМНО-ТЕХНИЧЕСНОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЕЖИ

С ГИДРОГРАФИЕИ

в скафандре не нуждаются в громоздком оборудовании и специальных судах. Поэтому мы охотно пользуемся услугами объединений аквалангистов, действующих

Эхо-трал ГЭТ-2, обладающий шириной обзора 24 м, позволяет обнаруживать на глубине от 3 до 25 м предметы размером от 0,2 м.

при различных предприятиях и в системе ДОСААФ.

Эти люди, самозабвенно влюбленные в свое дело, проводят большую патриотическую работу, разыскивая погибшие корабли и самолеты, уточняя исторические события, устанавливая имена неизвестных героев.

Начиная с 1974 года у нас сложились тесные деловые отношения с клубами «Садко» (г. Николаев), «Волна» (МАИ, Москва). Например, с помощью аквалангистов из Николаева гидрографы обследовали 50 затонувших судов в северо-за-падной части Черного моря и 60 — в районе Севастополя. В частности, мы нашли, а они осмотрели у острова Змеиный подводную лодку, определив ее тип и характер повреждений, погибшие в период Великой Отечественной войны в Тендровском заливе боевые корабли, суда и самолеты.

Взаимовыгодность такого сотрудничества очевидна.

Как же оно выглядит на деле? Обычно группа аквалангистов (не менее 3 человек) располагается на гидрографическом катере, оснащенном средствами эхо-траления, и, как только появится эхоконтакт, пловцы уходят в воду. Однако та

кой метод недостаточно эффективен. И вот почему: они теряют много времени в ожидании контакта, а ведь работают-то энтузиасты в период отпусков! В свою очередь, гидрографы, когда идет подводное обследование, вынуждены прекращать поиск.

Работа спорится куда лучше, когда аквалангисты действуют уже после того, как наши специалисты выявят определенное число подводных объектов. Но в этом случае между обеими заинтересованными организациями должна быть четко отработана система плакирования.

Именно так мы взаимодействуем с клубом «Садко», в распоряжении которого имеется хорошо оснащенное небольшое судно, бывший тральщик «стотонник». Гидрографам остается выставить в нужном месте буек и идти дальше, а аквалангисты самостоятельно приступают к обследованию объекта.

По нашему мнению, оснащение воднотехнических клубов подобными автономными плавсредствами заслуживает внимания и поддержки со стороны соответствующих учреждений и руководства ДОСААФ.

Да, много пользы приносит государству такая работа. Но, к сожалению, нередки случаи, когда ею начинают заниматься плохо подготовленные группы и любители-одиночки. Отсутствие у них определенных навыков, незнание элементарных режимных и правовых положений зачастую приносят немалый вред и чреваты самыми серьезными последствиями.

Уже отмечены факты расхищения ценных предметов с затонувших кораблей на Балтике и Черном море. В связи с этим должны

С помощью эхографа бокового обзора ГЭБО-ЮО можно обследовать дно на ширине, равной шести глубинам, и обнаружить объекты даже под слоем жидкого ила.

подчеркнуть, что в «Законе СССР об охране и использовании памятников истории и культуры» четко сказано, что учету и охране подлежат «сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства». К этой категории объектов, безусловно, относится большая часть погибших судов. Единственная организация, регистрирующая вновь выявленные под водой объекты, — это Гидрографическая служба Военно-Морского Флота. Поэтому любители-аквалангисты, обнаружив на дне какой-либо объект, обязаны (подчеркиваем!) сообщить об этом в ближайшее ее подразделение.

Кроме того, не следует забывать, что на всех морях действует определенный режим плавания боевых кораблей и судов обеспечения, транспортных, промысловых, научных и спортивных. Особо выделены районы, опасные или запретные для мореплавания, места, где запрещена постановка на якорь, работы на грунте и т. д.

Поэтому государственные и общественные организации, прежде чем предпринять что-либо на море, должны согласовать свои планы с компетентными организациями: штабами ВМФ, гидрографической и пограничной службами и др.

Любителям подводного плавания не мешает запомнить, что еще в 1979 году приказом министра морского флота СССР утверждены «Правила подъема затонувшего в море имущества». Под ними подразумеваются суда, самолеты, их принадлежности и оборудование, обломки, грузы и другие предметы, опустившиеся на дно либо выброшенные на мелководье, банки или скалы. При этом подъем и удаление предметов, представляющих археологическую, историческую и культурную ценность, можно производить лишь «по согласованию с государственными органами охраны памятников и после осуществления мероприятий, обеспечивающих сохранность этого имущества», а разрешение на работу с военной техникой дают только соответствующие инстанции Министерства обороны СССР. Кстати говоря, самовольные попытки «заиметь на память» какой-нибудь предмет нередко связаны с опасностью для здоровья и жизни любителей острых ощущений. Дно моря и по сей день засорено оставшимися еще с войны снарядами, минами, торпедами, бомбами; в трюмах многих затонувших судов остался боезапас.

Это обязаны знать и помнить организаторы подводных поисковых работ.

39

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Стотонник

Близкие к этой страницы