Техника - молодёжи 1981-08, страница 62

Техника - молодёжи 1981-08, страница 62

Г

Остатки вала у села Высокополье Харьковской области. Жаль, что уникальный памятник разрушается.

кецкой, Житомирской, Кировоградской, Луцкой, Николаевской, Полтавской, Ровеиской, Хмельницкой и других областях) есть селения с названиями: Троян, Трояны, Троянка, Трояновка, Трояново... Только на Украине их около 15. Но и вне Украины есть селения с такими нее названиями: например, в Курской области под Железиогорском названия пишутся и произносятся с четким определением буквы «о».

Более того, в Болгарии, которая когда-то была римской провинцией и где бывал сам император Траян, есть город Троян и Троянский перевал, названия которых тоже пишутся с буквой «о», а не «а».

5. Имя Трояна многократно упоминается в древнерусских литературных памятниках. Так, в «Апостоле», изданном крупнейшим истори ком русской литературы профессором Н. С. Тихонравовым по рукописи XVI века, говорится: «...мняще боги миогы Перуна и Хорса, Дыя и Трояна и инии миогы...»; в анакри-фе «Хождение Богородицы по мукам» (XII или XIII век): «...от ка-мени ту устроя Трояна, Херса, Белеса, Перуна...»; в памятнике XII века «Слово о полку Иго реве» имя Трояна упоминается четыре ра

Изображения фантастических существ на украшениях, найденных в Причерноморье.

Изображения на предметах скиф-сной и трипольсной культур.

за: «...рища в тропу Трояню...», «...были вечи Трояни...», «...на землю Трояню...» и «...на седьмом веце Трояни...» Во всех этих книгах имя Трояна выступает как символ божества времен древнего язычества. Действительно, в древнесла-вянской мифологии существовало божество, которое входило в ряд славянских божеств наряду с Белесом, Хорсом, Перуном и Дыем и носило имя Триглава, Трояка или Трояна. Очевидно, поклонение ему существовало на самых ранних втапах славянского язычества, поскольку сведений о нем дошло к нам значительно меньше, чем о других языческих богах, таких, как Святовит, Даждьбог, Дый, Яровит, Белбог, Хоре, Перун, Велес, Лада, и др. Известно только, что Тригла-ва-Трояна древние почитатели изображали в виде идола с тремя головами на одном туловище. Это был бог — воин, наездник, атрибутами его святилища были меч и вороной конь, который, как и белый конь бога Святовита (кстати, Свято-вита изображали с четырьмя головами), считался вещим. Эти и ряд других дошедших к нам сведений о Трояне, дают основание предполагать, что Троян наряду с другими его божественными функциями был «ратным» богом, представителем доблести и силы, охранителем народа. Подобные и близкие по смыслу ратные божества существовали и у других народов. В древнегреческой мифологии — Арес, в древнеримской — Марс... Вполне вероятно, что оборонительные валы носили имя ратного божества. Некоторую аналогию названию

«Трояновы валы» можно увидеть в названии «Марсово поле». И в первом и во втором случаях речь идет о названиях местностей, имеющих непосредственное "отношение к армии. Позже о языческом божестве Трояне забыли, а выдающаяся строительная, военная и политическая деятельность императора Траяна надолго осталась в народной памяти.

Сооружения, построенные во времена Траяна, получили его имя. Созвучие названий «Троян» — «Траян» привело к тому, что через много лет все валы в юго-западной части Украины, в Молдавии и на востоке современной Румынии стали называть Траяновыми.

Нечто подобное произошло и при поиске строителей Змиевых валов. Правда, в этом случае их строительство приписывается не одному лицу, а целой династии Рюриковичей, начиная от Владимира Святославича. Основывая эту версию, авторы и сторонники гипотезы «киевских князей» исходят из следующих предпосылок:

1. Змиевые валы — огромные сооружения общей протяженностью более 1000 км. Для их строительства необходим был труд сотен тысяч людей в течение нескольких десятилетий, а это, по мнению сторонников версии, было под силу только такому мощному централизованному государству, каким была Киевская Русь.

2. При археологических раскопках в теле отдельных валов найдены предметы, датируемые при анализе X—XII веками новой эры.

3. Древние летописи рассказывают, что князь Владимир Святославич, боронясь от кочевников, повелел строить города вдоль границ своего государства. Кроме этого, упоминание об укреплении границ Киевской Руси сохранилось в письме католического миссионера Брунона к императору Генриху II (1008 г.), в котором Брунон описывает сцену прощания с князем Владимиром на границе Киевского княжества. Прощались у ворот вала, которым, по заявлению Брунона, Владимир оградил свое княжество.

Предпосылки весомые. Однако каждой из них можно противопоставить нечто иное. Например.

1. Русские летописи при описании событий 980, 1093, 1095, 1146, 1149, 1151, 1169, 1223 годов восемь раз упоминают о рвах и валах. Но как?! Валы и рвы указаны только как ориентиры местности, где происходили описываемые в летописях события. И ни слова не сказано ни о времени их строительства, ни об использовании их как оборонных сооружений.

2. Киевский исследователь А. С. Бугай многократно извлекал