Техника - молодёжи 1982-02, страница 22

Техника - молодёжи 1982-02, страница 22

сильное влияние на самочувствие человека, что многие ученые видели причину старости в их атрофии. И если в настоящее время вряд ли кто усматривает ее в состоянии только этих желез, все же их влияние на весь организм, на продолжительность и общий тонус жизни отрицать нельзя. Об этом говорит хотя бы такой общеизвестный факт: многие выдающиеся люди, обладавшие творческой энергией и хорошим самочувствием до глубокой старости, как правило, сохраняли и свою потенцию.

Нужно с молодых лет твердо усвоить: наши возможности не беспредельны, и их бездумное растрачивание неизбежно приведет к истощению и снижению, а то и к полному исчезновению потенции. При этом чем моложе организм, тем губительнее на нем сказываются половые излишества, а это непросто осознать в юности, когда тормозная функция мозга еще работает слабо.

НЕ СОКРАЩАТЬ ЖИЗНЬ ИСКУССТВЕННО

К факторам, резко сокращающим жизнь человека, надо отнести вредные привычки — курение и злоупотребление алкоголем. Но это настолько важная проблема, затрагивающая не только жизнь одного человека, но и всего народа в целом, что она требует специального освещения. Одно несомненно: тот, кто не на словах, а на деле дорожит своим здоровьем и здоровьем родных и близких и вообще с уважением. относится к окружающим, при современном уровне развития культуры и просвещения не должен курить и злоупотреблять алкоголем.

На популярных лекциях о достижениях сердечной хирургии я обычно касаюсь и вопросов долголетия, вызывающих большой интерес аудитории. Как-то после лекции ко мне подошли два человека. Мне показалось, что это отец и сын, так как они были похожи друг на друга. Но оказалось, что это два брата. Им обоим было под семьдесят с разницей в два года. В разговоре я стал выяснять, почему так по-разному сохранили себя эти два человека.

Юность у них была трудная. Отец умер, когда старшему исполнилось 14 лет. Он, чувствуя ответственность, сразу же пошел работать, прибавив себе два года. Младшего заставил учиться в дневной школе, сам же учился в вечерней. Закончив техникум, работал мастером, да так, что все в^емя был в передовиках. Ушел на пенсию совсем недавно. Сейчас много занимается внуками, водит их по музеям, выставкам, на природу, приобщает к спорту. «Не только умирать, болеть некогда. Да я почти и

не болею», — с улыбкой закончил он. Он не пьет и не курит. На вид ему было чуть больше пятидесяти. Стройная, подтянутая фигура, звучный, молодой голос, легкая проседь на голове. Как приятно смотреть на такого человека. Прожил большую красивую жизнь, воспитал детей, дал им образование, теперь нужен внукам, принимает активное участие в общественной жизни.

Совсем другое впечатление произвел его полный и обрюзгший брат, который был инертен, говорил ленивым хрипловатым голосом. Рассказывал о себе он неохотно, обрывками, и только с помощью старшего брата я составил представление о его жизни. Он рано бросил учиться, еще раньше начал пить и курить. С трудом закончил ремесленное училище. Два раза поступал на завод, но за явку туда в нетрезвом виде был уволен. Работал в жилконторе водопроводчиком, много пил, несколько раз его увольняли, и в конце концов он стал чернорабочим при гастрономе, куда специально устроился, чтобы пить. Был женат, имеет двоих детей, но жена с детьми уехала от него в другой город. Сейчас не знает, что с ними. Живет один. Последнее время так часто болеет, что и пить уже не может. Подолгу лежит у себя дома ко всему безразличный. Сегодня брат с трудом уговорил его вместе сходить на лекцию.

Глядя на него, я подумал: о каком долголетии здесь может идти речь? И зачем оно ему, если существование и сейчас тяготит его из-за тяжелых болезней, которые пришли к нему в результате беспутной жизни. Он прозябал, не делая ничего полезного, и сейчас доживает свои дни без цели и без радости.

Пример этих двух братьев еще раз напоминает, что долголетие, как правило, зависит от нас самих. Если первые две трети жизни, то есть молодой и средний возраст, провести так, что все физические и моральные силы растрачены, здоровье подорвано, если с юных лет человек курит и пьет, прожигая время в кутежах и разврате, не отдаваясь никакому полезному труду, то он подойдет к последней трети своего существования изношенным и опустошенным. Нельзя рассчитывать, что какое-то чудо вернет ему силы, бодрость, жизнерадостность и творческое вдохновение. И жизнь его завершится гораздо раньше того срока, что отпущен судьбой.

ЛЕТ ДО СТА РАСТИ НАМ БЕЗ СТАРОСТИ

В каком возрасте можно считать смерть естественной? На этот вопрос нельзя ответить категорически. Одни

и те же календарные сроки жизни у разных людей не всегда совпадают со старостью.

Однажды я увидел очень старую женщину. Она плохо видела, почти ничего не слышала, ко всему была равнодушна и не выражала никаких эмоций; ее интеллект как бы погас. Жить или не жить, казалось ей все равно. Может быть, даже жизнь была ей в тягость.

Глядя на нее, я подумал: вот в таком состоянии, наверное, и должен умирать человек, когда он уже не испытывает никакой радости от жизни и не приходит в ужас от мысли о смерти или даже желает поскорее избавиться из тяготящего его состояния. Этой женщине было около 90 лет. Но я знал ее давно. Она никогда не отличалась большим умом, мало интересовалась окружающим, жила, замкнувшись в своем небольшом семейном кругу, но и тут не проявляла воли и характера.

И дело здесь было не в какой-то тяжелой болезни. Это была ее физиологическая старость и приближение естественной смерти. Возраст ее был не столь большим для естественной смерти, не, по-видимому, здесь раньше времени наступило одряхление мозга.

Мы можем говорить о естественной смерти только в тех случаях, когда человек, дожив до глубокой старости, дряхлеет настолько, что физически, а главное — психически, становится инертен ко всему окружающему. Но до тех пор, пока мозг его действительно ясен, чтобы сознавать свое положение и не желать смерти, она в любом случае будет не естественной, а фактически насильственной.

РАЗВИВАЯ РАЗУМ, УДЛИНЯЕМ ЖИЗНЬ

Сопоставляя жизнь и смерть различных людей, нельзя не прийти к заключению, что вся жизнь человека, все его поведение и даже старение определяются его интеллектом, то есть центральной нервной системой. Чем выше развит его мозг, тем совершеннее идут процессы внутри организма, тем дольше они сохраняют ту гармонию, которая заложена природой в самом организме человека. И если никакая особая причина не выведет его из равновесия, он проживет долго, до последнего дня сохраняя свой человеческий облик в полном и глубоком понимании этого слова.

Большинство ученых согласны с тем, что чем выше уровень деятельности центральной нервной системы, тем больше возможности организма по взаимодействию с внешней средой и тем дольше его индивидуальная жизнь. Были сделаны попытки

20