Техника - молодёжи 1982-02, страница 19

Техника - молодёжи 1982-02, страница 19

мером чего служит работа А. Иванова над полотном «Явление Христа народу», над которым он работал ни много ни мало двадцать лет.

И уж конечно, невозможно найти более яркого, я бы сказал, более масштабного и более стойкого увлечения, которое можно было бы противопоставить страсти Сергея Павловича Королева — человека, положившего начало новой эры в развитии общества — космической. Все, что делалось до этого, единственного в своем роде ученого, делалось на Земле, а конструктор и строитель планеров из Коктебеля вслед за Циолковским увлекся идеей выхода в космос и блестящим образом ее осуществил, претворил в жизнь.

От планера и до космических ракет с человеком на борту — таков путь Сергея Павловича Королева. Его пройти можно было, только опираясь на всю сумму знаний, накопленных человечеством, и при этом до самозабвенности увлекаясь проблемами, материальная сущность которых для окружающих была столь же призрачна, как и нереальна, — конец этого бесконечно трудного пути в неизвестное видел лишь один человек — С. П. Королев. Но он к тому же не только видел, но и знал, физически представляя все средства и способы достижения цели.

Мы, современники С. П. Королева, прошли слишком малую дистанцию от того времени, в котором творил, мечтал и достигал цели, казалось в непостижимом, этот гигант, чтобы во всем величии оценить его гениальность и все содеянное им. Чем больше человечество будет удаляться в будущее от первой половины двадцатого века, тем ощутимее будут вырисовываться величие С. П. Королева и его первые космические ракеты, в которых материализовались мечты человечества: оторваться от Земли, выйти за ее пределы.

Своему увлечению, основанному на глубоком чувстве, гармонично сочетавшемся с ворохом до этого выработанных человеческих знаний, С. П. Королев посвятил всю жизнь, и ни разу, ни в одном случае, какие бы ни встречались превратности на пути, он не изменил ему и этим превзошел, пожалуй, многих, а может быть, и всех увлекавшихся проблемами, менявшими судьбы человеческого общества.

Увлеченность С. П. Королева своими корнями уходит к К. Э. Циолковскому, интуитивно почувствовавшему наступление космической эры и впервые показавшему реальную возможность отрыва человека от Земли на реактивных аппаратах. Найденные им конструктивные решения, вероятно, послужили ярким прологом к развитию ракетостроения, ставшего важной, а может быть, даже самой главной чертой современной эпохи. Но эта область требовала разработки

2 «Техника — молодежи» № 2

громадного теоретического аппарата, который мог быть создан только владевшими неограниченными возможностями прикладной математики. Ее развитие возглавил М. В. Келдыш, получивший всемирную известность за свои работы ученый, уже в юношеские годы осознавший, что фундаментальные решения научно-технического прогресса лежат именно в этой отрасли знаний. Он, так же как К. Э. Циолковский и С. П. Королев, до самозабвения увлекся решением сложнейших и многообразных задач космических полетов. Теперь весь мир знает, что на плечах этих трех апостолов науки и инженерной мысли человечество вознеслось в космос, добралось до других планет солнечной системы и все выше и выше поднимает занавес, за которым веками скрывалась заманчивая тайна вселенной.

Подобные случаи увлеченности в искусстве и науке не часто встречаются, и нередко именно эта черта является основой в достижении це

лей, какие бы трудные и тернистые к ним ни были тропы, — легион ученых, художников, поэтов, скульпторов, архитекторов, музыкантов, композиторов, увлекаясь, достигает вершин, до которых не добраться, не обладая этим завидным качеством.

Вместе с тем увлеченность может порождать и нездоровые или негативные тенденции, если она не имеет под собой базиса фундаментальных знаний или не сочетается с мастерством, умением анализировать результат творческого процесса, привлекая при этом всю сумму знаний, накопленных человечеством. Именно это подчеркивал В. И. Ленин в своей замечательной речи на III съезде комсомола.

Напоминанием об этом я н хочу закончить разговор о великой роли чувства как в искусстве,' так и в науке.

А. Н. Несмеянов, утро».

«Светлое

_ ш