Техника - молодёжи 1982-02, страница 17На всех произведениях К. Маркса лежит печать глубочайших переживаний и высокого чувства, которые вложены автором при их создании. То самое чувство, вызвавшее в свое бремя страстное решение служить делу рабочего класса — благородному делу, которому он посвятил свою жизнь. И, как уже говорилось, не только в «Манифесте», но даже в «Капитале» можно видеть его эмоции. Вместе с тем именно К. Маркс является образном ученого, свободно владевшего многими отраслями естествознания, легко и непосредственно разбирающегося в самых различных науках, на основе достижений которых создавались его труды в области политэкономии, философии, истории и др. Ему не были чужды физика и химия, геометрия и алгебра, история и археология, этнография и военное искусство. Знакомые с наследием этого ученого вряд ли решатся предъявить требования к ссылкам на соответствующие работы, совершившие переворот в умах человечества. Таким образом, эмоциональная сторона в научных трудах К. Маркса прослеживается от ранних юношеских поэтических произведений до последних страниц крупнейших многотомных исследований, отражавших и опиравшихся на достижения естествознания и гуманитарных дисциплин; при этом пророчески учитывались и главнейшие тенденции их развития в отдаленном будущем. Вероятно, именно поэтому легко улавливаются в работах энергичная интонация, сарказм, ирония, юмор. Они причудливо переплетаются со спокойным расчетом, выкладками и цифрами, иллюстрирующимися фундаментальными законами математики, физики, химии или взятых из арсенала других наук, когда этого требовали доказательства выдвинутых положений или открытых законов развития человеческого общества. Поистине трудно найти более яркий пример, где бы чувство так глубоко проникало в научный процесс, которому очень часто приписываются аскетизм и затворничество. Гармоническое сочетание интеллектуального и чувственного восприятия окружающего мира в равной степени было свойственно Ф. Энгельсу. Оба корифея науки творили с одинаковой эмоциональностью, как величайшие поэты, но в той области, которая требовала глубочайших, разносторонних знаний Именно в этом заключается живая доходчивость всего созданного К- Марксом и Ф. Энгельсом, открывшими поистине новую эпоху в развитии естествознания ь положившими начало правильному пониманию общественных процессов Искусство и наука в их произведениях являются двумя сторонами одной медали, отлитой из той самой крепчайшей стали, из которой ковались мечи сказочных богатырей, неизменно разивших своих разнообразных противников. Рассматривая проблему чувства в искусстве и науке, хотелось бы остановить внимание на Н. И. Лобачевском. Действительно, существует скверное упущение историков науки и досадный ущерб нашего русского патриотизма, способствовавшего замалчиванию нли, по крайней мере, очень скромной популяризации того раздела науки, без которого, быть может, и не смогла бы возникнуть теория относительности Основой подобных гениальных открытий часто называют интуицию. Второе, что привлекает в Н. И. Лобачевском, — это героизм опережения своей эпохи. Как трудно отстаивать свое, когда никто тебя не Академик Б. Н. Юрье» (1889— 1957), известный своими пионерскими работами в области вертолето-строения, увлекался в молодости живописью. Мы воспроизводим его картину «Мальчик», написанную еще до революции. Видный советский математик профессор МГУ А. Т. Фоменко (р. 1945) является автором многочисленных, филигранных по исполнению, графических работ. Здесь воспроизводятся три из них — «Портрет жены», «Воз вращение», «Легенды Индии». воспринимает! Такие героические поступки немыслимы без эмоций, без убежденности в своей правоте. Именно в этом следует искать чувственное начало Н. И. Лобачевского. Глубина чувства и аналитический талант автора неэвклидовой геометрии были бездонны. Н. И. Лобачевский внес свой фундаментальный бессмертный вклад в развитие науки |