Техника - молодёжи 1982-02, страница 15извращенную форму, или преступления, герои которых рисуются сильными, всемогущими личностями. И то и другое собирает широкую аудиторию из молодежи, по своей биологической природе всегда стремящейся скорее занять свое место в обществе, преодолев слабые физические стороны, в том числе и в отношениях между полами, — это стихийный профессионализм в искусстве, выполняющий формальный заказ различных социальных слоев той или иной общественной формации. Надо сказать, что отдельные образцы творений, выполненных в формальной манере, к сожалению, иногда попадают и на страницы наших журналов, проникают в градострои тельные мастерские. История зарубежного искусства, пронизанного формализмом, показывает, что формализм притупляет людей, прививает молодежи инфантильность, способствует формированию равнодушия и снижению активных жизненных сил общественного развития. Как формализм, так и бездушное ремесленничество разрушающе действуют на сохранность созданных в прошлые эпохи культурных ценностей (храмов, памятников, зданий, крепостных или иных сооружений), выработанных веками традиций, национальных обычаев; ставят под сомнение существующие уклады и государственные институты независимо от того, какое они несут содержание. Я начал с того, что отметил несовершенство многих произведений поэзии, в основе которых лежит лишь одно чувство, ио такие стихи как раз легко и пишутся, так как они почти всегда являются рефлекторным отражением мимолетной вспышки душевного волнения. Здесь чаще всего отсутствует мастерство, которому надобно учиться; оно требует постоянного совершенствования; у него есть свои законы и своя внутренняя логика. В этом легко убедиться, вспомнив Тредиаков^кого, взломавшего традиционную силлабическую трнна-дцатистопную ритмику стнха с женской рифмой и положившего начало современному поэтическому строю. Произведения искусства возникают в определенной социальной обстановке, и только общество являлось и служит заказчиком и приказчиком творцам, чутко реагирующим на запросы эпохи. Органическая слитность чувства и мастерства, чувственного и интеллектуального восприятия окружающей среды, гармония количественных определений развивающихся событий и воображения не являются свойством и особенностью только искусства; оии в такой же мере, если еще не в большей, присущи науке и политике. Не той, разумеется, политике, которая защищает интересы капиталистического мира, а настоящей, на родной политике служения высоким идеалам, ярким примером которой является деятельность нашей Коммунистической партии и Советского правительства. Больше того, политика, как и наука, являющаяся социальной категорией, формирующей общественное сознание, неизбежно должна опираться на искусство. Политика же в особенности лишь тогда становится адекватно отражающим истинные процессы общественного развития явлением, когда до конца учитывает главнейшие тенденции развития, в особенности науки. Красноречивым примером, подтверждающим сказанное, служит работа Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции». Заметить, что в литературных шедеврах графа Толстого отразились все сложности и противоречия русской револю- Читатели «ТМ» хорошо знакомы с творчеством профессора Г. И. Покровского (1901 —1979) Здесь воспроизводятся две его работы — «Радиотелескоп для космической связи» (слева) и «Прощание с космонавтом» (справа вверху). Вторая картина была написана в 1935 году. Крупнейший советский химик академик А. Н. Несмеянов (1899 — 1980) многие часы досуга отдавал занятиям живописью и поэзией. Мы воспроизводим две его работы — «Сад на даче» (внизу) и «Светлое утро» (стр. 17). А стихи А. Н. Несмеянова помещены на стр. 21. |