Техника - молодёжи 1982-02, страница 16

Техника - молодёжи 1982-02, страница 16

Выдающийся советский ученый, основатель гелиобиологии А. Л. Чижевский (1897—1964) в саободно-от работы время создавал замечательные стихи (см. «ТМ» № 1 за 1980 год). Писал он и прекрасные акварели, одну из которых — «Любимый закат» — мы воспроизводим (слева в в е р х yh

Наши читатели отлично знакомы с поэтическим и художественным творчеством видного советского физика» члена-корреспондента АН СССР

frИ. Блохинцева (1908-1979). низу слева воспроизведена еще одна его работа — «Эльбрус»» созданная в 1968 году.

ции, со всеми ее извилинами, подъемами, падениями, специфическими национальными особенностями, мог только гениальный ученый, в совершенстве владевший чувственным восприятием реальной действительности, ее самых глубинных процессов. В работе В. И. Ленина с предельной логичностью и выразительностью проанализирована сложнейшая проблема значительного периода развития России, на

просторах которой разыгрывались битвы, в муках пробивались ростки грядущих перемен.

В статье В. И. Ленина поражают редкая для научных работ обнаженность чувства, нетерпимость, взволнованная пристрастность в суждении. Ленин как бы изливает душу в своей страстности, облаченной в блестящую литературную форму.

К наиболее поразительному примеру относится выдающаяся работа В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», в которой исключительно сильно проглядывает гармония чувственного восприятия мира и аналитического понимания общественных процессов. В ней рассмотрены политические и социальные аспекты кульминационного периода мирового развития, требовавшие глубокого, с материалистических позиций истолкования намечающихся тенденций научной революции на основе последних достижений иауки. В ней словно прожектором высвечены кризисные си

туации в самой науке, причем в таких ее разделах, которые претерпевали глубокие преобразования, в частности в математике и физике. На основе самого общего методологического анализа и критики идеалистических явлений в философии, экономике определена общая основа, опираясь на которую впервые в истории естествознания с поразительной прозорливостью намечены пути развития науки.

Кажется просто невероятным, что такая работа могла быть выполнена. Вспомним, что это была эпоха, в которую подвергался критике «эфир», но ему еще не было альтернативы; в хаосе социальных бурь и общественных катаклизмов, в муках зарождалась теория относительности Многим представлялось, что рушится стройный мир, покоившийся на механике Ньютона. Но В. И. Ленин уже в работах Пуанкаре, позволивших впоследствии создать теорию относительности, увидел пути выхода физики из кризиса. Основой современного естествознания является материальный мир, его объективное, независимое от сознания человека существование.

«Материализм и эмпириокритицизм» прозвучал похоронным звоном для всех идеалистических концепций независимо от того, где они находили питательную почву: в экономике капитализма, в развитии революционного процесса, в критике отдельных его разделов. Онн выходили из кризисного состояния, из тупика в виде новых концепций и новой квантовой механики, вторгавшихся в микро- и макромир, в которых механика Ньютона бессильна была объяснить явления и процессы, отчего многие ученые обратили свои взоры к божественному началу мироздания, к высшему творцу. Все сделанное в этой гениальной работе требовало как исключительно тонкого чувства создавшейся ситуации, так и обширных естественнонаучных знаний, которыми часто не владели даже ученые, специалисты каждый в своей области.

Невольно приходит на память юношеское увлечение К. Маркса стихами. В юные годы пристрастие К. Маркса к поэзии оставило глубокий след во всех его капитальных научных трудах, которые выполнены им за все годы жизни. Когда читаешь одно из самых сложных его произведений — «Капитал», — в котором переаарен гигантский по масштабу материал, включающий колоссальное количество цифр, фактов, событий, сопоставлений, то глубоко, как-то даже физически, ощущаешь, с какой поэтической силой он написан. Доставляет высокое удовольствие, перелистывая страницу за страницей этого уникального и единственного в своем роде произведения, следить за пафосом и высоким чувством, с которым оно написано.