Техника - молодёжи 1982-02, страница 37

Техника - молодёжи 1982-02, страница 37
КАК ПОДНИМАЮТ ПАРОХОДЫ

ИГОРЬ БОЕЧИН, инженер

Летом 1980 года в Северной Атлантике можно было увидеть небольшое исследовательское судно «X. Дж. Фей», которое неторопливо передвигалось галсами, как бы прочесывая некий квадрат со стороной 25 км. На географической карте он соответствовал точке с координатами 50° западной долготы и 41° северной широты. Именно здесь семь десятилетий назад пошел ко дну вместе с ценностями на 250 млн. долларов «Титаник». Его-то и задумал отыскать техасский нефтепромышленник Дж. Гримм, нанявший для этого оборудованное по последнему слову техники судно и группу ученых Колумбийского университета.

Через несколько месяцев экспедиция вернулась в Бостон, и Гримм поспешил заявить репортерам, что лайнер, по-видимому, обнаружен. Впрочем, университетские специалисты, тщательно проанализировавшие полученные материалы, придерживались иного мнения.

Как видите, иной раз отыскать корабль, затонувший в открытом море, ничуть не легче, чем пресловутую иголку в стоге сена. Но ведь нашли же советские гидрографы в холодном Чукотском море легендарный пароход «Челюскин», англичане — крейсер «Эдинбург», американцы — подводный атомоход «Скорпион», пропавший где-то западнее Азорских островов.

Каким же образом в наши дни разыскивают «иголку» (пускай солидных размеров и массой в тысячи тонн) в глубинах океана? Все начинается в тот день и час, когда спасатели достигают района, в котором вероятнее всего произошла катастрофа, и поиск начинается с помощью приборов, размещенных либо на поисковом судне (с м. рис. 2 на центральном развороте журнала), либо на буксируемом им аппарате (рис. 4), скользящем в сотне метров над грунтом. И, пока судно движется галсами или описывает суживающиеся спирали, операторы на посту управления (рис. 1) внимательно вглядываются в ленту самописца эхолота (рис. 7), на которой непрерывно отображается рельеф дна и лежащих на нем предметов. Так, в частности, в 20-х годах нашли британский лайнер «Лузитания», погибший в годы первой мировой войны.

Более точные сведения о подводных объектах получают с помощью широкополосных и узконаправлен

ных гидролокаторов (рис. 11) и особенно «акустических радаров» бокового обэора, о которых шла речь в статье «Лохнесс без Несси» (см. «ТМ» № 1 за 1980 год). Ощупывая своими импульсами значительные участки грунта, эти приборы замечают не только крейсеры и пароходы, но даже потерянные якоря и невзорвавшиеся снаряды.

Однако эти сверхчуткие приборы бессильны обнаружить судно, тем паче небольшое, если оно попало в расщелину, погребено под слоем ила и песка, или, пролетев пару километров, глубоко вошло в грунт, как было с американской субмариной «Трешер». В таком случае в ход идут металлоискатели и магнитометры. Первые реагируют на значительные массы металла, а вторые отмечают создаваемые ими аномалии на фоне земного магнитного поля.

В последние годы список диагностических средств пополнили и другие устройства. В частности, приборы, фиксирующие электрическое поле, возникающее в соленой воде возле «посторонних предметов», и лазерные гидрорадары. По сообщениям иностранной печати, один из них, установленный на самолете, пронизывает лучом до 70 м водной толщи, а по отраженному сигналу оператор классифицирует находки.

В 1951 году англичане долго и безуспешно искали подводную лодку «Аффрей», бесследно исчезнувшую в проливе Ла-Манш. Дело усугублялось тем, что эхолот и гидролокатор постоянно регистрировали погибшие суда, — попробуй опознай среди них лодку! Только после того, как к одному из них опустили телекамеру, «Аффрей» удалось найти и даже определить причину ее гибели.

Да, арсенал технических средств, используемых в наши дни, и сравнивать нельзя с техникой, применявшейся в 30—40-х годах, когда спасатели могли рассчитывать лишь на тралы, оборудованные металло-искателями, тот же эхолот.

Возникает вопрос: а что нового появилось в снаряжении водолазов и технологии судоподъема? Ведь гидрокостюмы с аквалангами (рис. 15), прорезиненные рубахи, увенчанные глазастыми шлемами (р и с. 16), и прочнейшие глубоководные скафандры (рис. справа внизу) изобрели довольно давно.

...Летом 1919 года британская субмарина Л-55, входившая в состав флота интервентов, пыталась

торпедировать советские эсминцы, патрулировавшие в Копорском заливе. Лодка лишь на мгновение показала над водой свою рубку, и тут же в нее попал снаряд с эсминца «Азард». Спустя девять лет эпро-новцы нашли Л-55, проделали под ее корпусом четыре туннеля и, протянув по ним стропы, соединили их с 250-тонными подъемными гинями спасательного судна «Коммуна». Разом заработали электролебедки, натянув тросы, лодка с трудом оторвалась от вязкого ила и через 1 ч 45 мин всплыла. Позже трофейную субмарину отремонтировали, и она еще долго служила в Красном флоте.

И теперь небольшие суда или их части нередко извлекают из-под воды подъемными кранами (рис. в), подобными западногерманским

«Магнусам», японскому «Сагами», советским «Богатырям» и «Витязю».

В 1969 году понадобилось срочно достать буксир «Эмеральд Стрейт», который, как полагали представители страховых компаний, владелец намеренно утопил на глубине 204 м, чтобы заполучить солидную страховку. Вскоре над «Эмеральд Стрейтом» отдал якорь мощный плавкран, а непосредственно к «утопленнику» осторожно опустился глубоководный аппарат «ПаЙсис-1». Действуя манипуляторами, его экипаж перерезал спутанные тросы, якорь-цепь, убрал обломки, а затем по совету подводников сверху под буксир завели стропы и предъявили «вещественное доказательство» судебным следователям.

Интересная операция, но возможно ли нечто подобное на километровых глубинах, где и на якорь встать невозможно, да и сложнейшая система неимоверно длинных тросов, оттяжек и гиней вряд ли окажется полезной? Другое дело — корабли специального назначения, вроде американского «Гломар Экс-плорера». Ориентируясь по данным радионавигационных комплексов, они выходят в заданное место с точностью до десятка метров и удерживаются над объектом автоматически, поскольку бортовой компьютер принимает сигналы расставленных на дне акустических маркеров (рис. 10) и подает команды на подруливающее устройство. Тем временем машинисты деррик-крана, высящегося над сквозной шахтой, опускают в пучину штанги, монтируя их из 10—30-м стальных труб чуть ли не полуметрового диа

34