Техника - молодёжи 1982-02, страница 40

Техника - молодёжи 1982-02, страница 40

склоны плотней прижимаются к шоссе. Отмечаю про себя то один, то другой склон, будто специально предназначенный для горнолыжного катания. Да их тут десятки! Естественные трассы — просеки разной крутизны, длиной до 300, 500 и более метров переходят в широкие выкаты, которые у дороги заканчиваются полянами. Тут не хватает лишь подъемника, чтобы проводить целый выходной день с лыжами и санями... И вся эта снежная благодать в каком-то часе езды от грузинской столицы!

— Конечно, эти склоны — чистое золото! — подхватывает Г. Ча-хава. — Тут можно организовать массовое горнолыжное катание, зимний отдых с прокатом инвентаря, развлечениями, сервисом, инструкторами для обучения начинающих.

Гудаури возник неожиданно: крошечный поселок, несколько построек старинной почтовой станции да пара домиков у дороги. Джорджи-кия сказал: «Вот она, будущая столица зимнего туризма», — остановил машину и шагнул на сверкающий под солнцем снег.

Дула легкая поземка, разреженный морозный воздух пощипывал ноздри. Вокруг, насколько хватал глаз, простирались снежные поля. Они то круто вздымались к небу, то выполаживались террасами, создавая прихотливый рельеф наподобие гигантского многокилометрового амфитеатра. Дорога огибала его слева и вилась дальше, к Крестовому перевалу.

— Посмотрите, как удобно, —

сказал Г. Чахава, — катание можно начинать прямо от дороги: сделать многокилометровый спуск на лыжах и снова подняться к месту старта на машине.

Лыжи были при мне, и я с радостью воспользовался этой подсказкой. Однако спуск оказался непростым. По масштабу и характеру склонов Гудаурн напоминает Эльбрус в его верхней части за станцией Мир — только снег мягче, ибо тут почти не бывает ветра. Несмотря на крайне малоснежную зиму, склоны покрыты солидным пушистым слоем. Позже, когда пригреет солнце, снег уплотнится и будет лежать до самой весны. В Бакуриани даже на высоте 1,5 тыс. м снег стаивает и выдувается, а здесь, на высоте от 2 до 3,2 тыс. м, происходит перекристаллизация, и плотный снежный покров держится с ноября до мая. А какая же красота открывается сверху, какой простор для лыжника! На севере массивная горная цепь, увенчанная закованным в серебряную броню Казбеком;, к югу и востоку горы бело-голубыми волнами уходят к морю; глубокие теснины веером расходятся от перевала. Ехать можно и вправо и влево, но обязательно попадешь внизу на плато, в центр амфитеатра. Трассы тут есть для лыжников всех «рангов» — крутые, спортивные, с уклоном до 25° и ровные, длинные, приемлемые для начинающих. Итальянский эксперт был прав: бросается в глаза преимущество террасообразного рельефа, который позволяет строить подъемники, гостиницы, стоянки

С седловины хребта (фото еле-в а), откуда стартуют трассы Гудаури (см. схему), открывается величественная панорама Казбека.

автомашин на разных уровнях, избегая обычной в горах скученности людей в одном месте.

— Для нас это решение проблемы зимнего отдыха трудящихся, — говорит мне руководитель группы архитекторов Грузгипрого-ра В. Микеладзе, с которым я познакомился у подножия горы после спуска. — Мы уже много лет воюем за освоение Гудаури. Здесь есть все для горнолыжного центра международного класса. К тому, что вы видели, добавлю: тут расположена зона альпийских лугов, устраняющая необходимость вырубать деревья; лавинная опасность почти полностью отсутствует. Видите, вон там линии высоковольтной электропередачи? А чуть дальше, у границы будущего комплекса, проходит нитка газопровода Ставрополь — Тбилиси.

Итак, мнения специалистов совпадают. Уже в Тбилиси Н. Джорд-жикия познакомил меня с целым комплектом авторитетных заключений. Суть их сводится к одному: ни Бакуриани, ни Цихисджвари, ни Бахмаро, ни Красная Поляна не имеют тех объективных природных и экономических преимуществ, которыми обладает Гудаури. А рядом знаменитый район Казбека, горы до пятой категории сложности, привлекающие альпинистов, обилие озер, минеральных источников, ис-

ТЕХНИКА И СПОРТ