Техника - молодёжи 1982-02, страница 38

Техника - молодёжи 1982-02, страница 38

Автономная платформа-носитель исследовательских субмарин.

метра. На их концах — телекамеры, а также манипуляторы, которыми и захватывают затонувшие предметы

В 1968 году шведы подняли парусный линкор «Ваза», затонувший 330 лет назад вблизи Стокгольма. Эту уникальную операцию провели с помощью понтонов — металлических или прорезиненных емкостей (рис. 3). Предварительно заполнив водой, их прикрепляют к бортам затонувшего судна и продувают сжатым воздухом. Обретя плавучесть, понтоны устремляются вверх, унося с собой и недавнюю жертву Нептуна. Просто? Только на первый взгляд. На самом деле эффектным минутам всплытия обязательно предшествуют недели, а то и месяцы тяжелой, утомительной работы, которую приходится выполнять водолазам. Они должны сначала внимательно изучить состояние судна, проделать под его массивным корпусом туннели, протянуть через них стропы, абсолютно то*но уложить на места понтоны.

В 1932 году из-за ошибки личного состава погиб британский подводный авианссец М-2. Три года затратили англичане на подъемные операции, израсходовали огромные деньги, но лодка лишь на мгновение показалась во вспененной воде, и, соскользнув со стропов, снова погрузилась в пучину. Впрочем, такие уроки полезны: они заставляют спасателей придумывать новые приемы. Так, после ряда неудач американцы решили усложнить методику и разработали отрывные понтоны (рис. 12). Их подвешивают над субмариной только для того, чтобы оторвать ее от грунта, а остальной путь наверх она проделает с помощью основных понтонов, движение которых корректирует пара полиспастов, заведенных на нос и корму субмарины со спасательных судов.

Нередки случаи, когда судам просто возвращают утерянное свойство держаться на поверхности. Как это делается, рассмотрим на конкретных примерах (р и с. А — Д в нижней части центрального разворота журнала).

А теперь обратимся к более давним событиям. Кто не слышал о трагедии 20 октября 1916 года, когда в Севастополе от внутреннего взрыва перевернулся и затонул новейший линкор «Императрица Мария»? Но далеко не всем известно, что работы по спасению его начались немедленно, причем проект их разработан был под руководством известного кораблестроителя

А. Н. Крылова. Сначала на днище линкора соорудили герметичные колодцы с выходом на поверхность, потом в корпусе прорезали отверстия и, подав через них сжатый воздух, начали выдавливать воду

наружу через пробоины в палубе. В конце года значительная часть судна была продута, в его отсеках появились своеобразные озера. «Мы плавали по одному из них на плоту, — вспоминал корабельный инженер Т. И. Бобрицкий. — Над нашими головами висели котлы дредноута, сухой, сжатый до полутора атмосфер воздух спирал дыхание... Тишина могильная!» В начале 1917 года всплывший корпус линкора отвели к берегу.

Дело идет еще быстрее, если воду, откачиваемую помпами, подгоняют сжатым воздухом. Правда, к этому способу прибегают лишь в тех случаях, когда прочность корабля не вызывает сомнений.

Специалисты голландских фирм «Вейсмюллер» и «В. А. ден Так», пропустив нагретый полистирол через разработанную ими установку, получили массу легчайших водонепроницаемых шариков. А летом 1966 года тысячи таких горошин загнали по трубопроводу внутрь траулера «Джако Мина», затонувшего на глубине 18 м близ Эймен-дена. И судно благополучно всплыло.

Через несколько лет с теплоходом «Моздок» проделали подобную операцию советские спасатели-черноморцы. Только они не ограничились «накачкой» нескольких отсеков полистиролом-«горохом»: часть других продули сжатым воздухом, а к носу и корме прикрепили понтоны. Дело в том, что мини-шарики, скопившись под потолком, могут вместиться на один борт под воздействием качки — тогда новая авария неминуема. Вот и приходится подстраховываться...

Впрочем, химики предоставили в распоряжение спасателей другой материал, которому ни в коей ме

ре не присуща «охота к перемене мест». Это полиуретановая пена, образующаяся при смешивании некоторых жидких веществ с азотом, фтороводородом и углекислым газом. В отличие от полистироловых шариков она «приклеивается» к переборкам судна и быстро застывает. А после подъема ее легко соскрести.

Однако столь простые способы годятся для глубин, не превышающих 90 м, ибо давление воды мешает загонять по шлангам эти вещества.

А как быть с тысячами пароходов, танкеров, боевых кораблей, лежащих в открытом океане? Они так и останутся там навсегда?

Конечно, нет. Появились первые суда — плавбазы (рис. 8), которые обеспечивают спуски обитаемых и автоматических мини-субмарин (р и с. б) и управляемых на расстоянии платформ с разнообразным оборудованием и водолазными станциями (рис. 9). Во многих странах разрабатываются подводные роботы, действующие по заданной программе и корректирующие ее в зависимости от обстановки. Запатентованы способы разложения воды на водород и кислород электролизом на больших глубинах: эти газы, заполнив отсеки погибших судов, должны вынести их на поверхность. Кстати сказать, именно так в 1969 году международная группа энтузиастов намеревалась поднимать «Титаник».

В конце концов, если летчики и космонавты освоили высоты в десятки и сотни километров, то можно не сомневаться, что недалеко время, когда подводники будут постоянно работать в Мировом океане, максимальная глубина которого всего около 12 км.

3*

35