Техника - молодёжи 1982-03, страница 48диалектику жизни ТРУД ДАЕТ ОСНОВНОЕ Молодые товарищи! Наверное, не раз ваши учителя в жизни, в книгах, пьесах и кинофильмах желали вам окрыленно-стн дел, мечты и любви. Особенно в тот самый лучший период жизни человека, полный сил, остроты впечатлений и переживаний, в котором находитесь вы, юная наша смена. Какими представляются мне крылья человеческой души? Птица, поднимающаяся в воздух, затрачивает на это огромную силу. Недаром грудные мускулы, которые дают удар крыла по воздуху, у хорошо летающих птиц составляют треть всего веса тела. То» что кажется нам свободным и легким полетом, на самом деле большой труд, для наших, например, мускулов непосильный. Но и «крылья» человеческих стремлений и достижений прежде всего — работа. Только работа может создавать настоящие ценности, только труд — труд строительства, создания машин, инструментов, картин и литературных произведений, труд учения и научного исследования, труд искусства театра и кино... Труд дает основное — силу «полета». Крылья человека, широко раскинутые над жизнью» — это обязательно еще и знание. Не то, которое дается дипломом или опытом избранной работы, нет, этого мало. Живой интерес к окружающему открывает нам одновременно и необъятные дали мира, я великую взаимосвязь и обусловленность жизни, и все изобилие и разнообразие красоты человека и природы. Понимание устройства мира, знание причин — почему «так. а не иначе» в экономике и психологии, в технике и искусстве, дает ту личную- свободу понимания, свободу мудрости, которой так не хватает молодежи. Труд, знающий свои цели и место в обществе, перестает быть простой обязанностью, становится общественной деятельностью. Обогащенный широтой знания, труд делается творческим. Человек, знающий всю великую многогранность жизни, ее железные законы, которые так умно используются человеком для победы над природой, навсегда утрачивает равнодушие, становится смелым и дерзким. Рабочим — но не простым исполнителем, а хозяином производства, ученым — но не регистратором случайных фактов, а борцом, пробивающимся сквозь тьму неизвестного к новым открытиям, мечтателем — но не пустым, а созидающим. Именно такими и представляетесь вы мне на вашем пути к будущему великому завоеванию человечества — коммунистическому обществу. 18 м а р т а 1958 г. И. ЕФРЕМОВ на вопрос без официального благодушия, то надо прямо сказать, что человечество подходит к своему кризису. Дело не столько даже в атомных опасностях, сколько в том, что дальше так жить нельзя. Капиталистическая система изжила себя, религия — тоже, потому что гигантские массы все расту-щего человечества, чтобы жить, требуют новой экономцки, нового государственного устройства, новой морали и воспитания. И если важно переустройство экономики, то не менее важно и создание нового человеческого сознания, чтобы ею, этой новой экономикой, можно было бы управлять. Вот мы и пришли к выводу — если человечество не поймет этого и не станет бесповоротно на путь создания высшего коммунистического общества, не сумеет решительно перевоспитать себя, создав новых людей, — тогда оно будет ввергнуто в такие пучины голода и истребления, о каких мир еще не слыхивал. Я не пугаю Вас — Вы сами поняли это же самое, только выразили его по^ругому, и Вам понятое Вами не страшно. Известный враг — это материал для размышления, как его бить. Но как написать об этом для всех — пусть хороших, но разных? Я сам, пожалуй, лишь к 50 годам научился простой мудрости — если у человека нет соответственной жилки в душе, чтобы откликнуться на Ваши мысли, он не поймет, как бы красиво и сильно ему об этом ни говорили... Вот почему непросто об этом написать — надо, чтобы это понимали, иначе, кроме впечатления о том, что какой-то испугавшийся интеллигент и других пугает, ничего хорошего не выйдет... Но все же Вы совершенно правы, что писателям надо писать об этом, причем много и убедительно, чтобы люди могли легче понять единственный и неизбежный путь социалистического преобразования мира. А настоящих книг об этом еще нет у нас. Что ж, это будет делом уже Вашего поколения — лет через десять и Вы выйдете на арену того серьезного осмысливания настоящего и грядущего, которое зовется литературой. Однако пора заканчивать. Вы затронули в своем письме так много разных вопросов, что на все никак не ответить сразу так полно, как бы это хотелось. Пишите еще, буду рад помочь чем смогу в поисках пути по жизни. Собственно говоря, порт назначения Вам, пожалуй, ясен, а прокладка курса должна происходить так, чтобы при всех обстоятельствах было время на размышления и на получение знаний. Послужите на флоте, наберетесь жизни, потом как сложится — или пойдете в торгоЬые моряки. или поступите в вуз на исторический факультет, и, вероятно, все равно будете писать... Хорошо, если бы это случилось после тридцати лет или около этого. Ведь это как ранняя женитьба — ни глубины чувства, ни понимания красоты — отсюда и страсти настоящей нет... Попадались ли Вам такие книги: К. Паустовский. ♦Романтики Р. К эре. «ГоризонтГ. Уэллс. *Люди как боги*. А. Грин. ♦Бегущая по волнамЭто мои любимые книги, сыгравшие большую роль в жизни. Интересно, как бы Вы отозвались на них? Москва, 1 фе-враля 1957 г. ОЩУЩЕНИЕ БЕЗГРАНИЧНОСТИ Прежде всего — не тратьте время, чтобы спрашивать меня, читая ли я то или другое. Говорите о книге так, как если бы Вы были уверены, что я ее знаю. Трудно для молодого читателя назвать книгу, которую бы я не читал, если она мне понравилась, или бы не просмотрел, если не понравилась. С иностранной литературой хуже — большие пробелы, хотя английскую знаю довольно прилично. Для меня Вы — юноша, врожденный романтик, стремящийся понять свое будущее место на Земле, так же как я для Вас — просто старший собеседник. Вряд ли Вы чувствуете во мне профессора, доктора наук и прочее. Все эти звания для серьезного разговора не более как мишура. Что до Вашего настроения, то позвольте высказать следующее: кто-то из ве 45 |