Техника - молодёжи 1982-06, страница 26If / .../ 2 больших научных группировках, где люди привыкают понимать друг друга с полуслова, а то и вовсе без слов. Особая форма взаимоотношений, очень типичная для нашего времени, — это научный юмор («физики шутят»). Принадлежность этого вида деятельности к области искусства сомнений не вызывает. Где-то на грани науки и искусства стоит такая форма творчества, как педагогическое мастерство. Хороший педагог всегда художник, если хотите, артист. Огромную роль в наше время играет искусство отбора: что именно из необозримого моря науки нужно рассказать и как прокомментировать учащимся. Через педагогическое творчество происходит вовле чение людей в сферу научных идей и концепций, в сферу научной этики и эстетики. Все чаще этические и эстетические вопросы входят органически в ткань научных исследований, и это тоже черта нашего времени, поставившего с небывалой остротой тему ответственности науки перед природой и человечеством. Отметим еще один вид деятельности, стоящий на грани науки и искусства, — это научно-популярная литература, в лучших своих образцах поднимающаяся до вершин художественности. «Популярное изложение» — это отнюдь не «вульгаризация». Повышенная потребность в такой литературе, рассказывающей не «малоразвитым», а как раз высокоразвитым людям о том, что происходит вне их узкого кру Посетителям выставки «Ученые рисуют» ■ Киеве и Москве, несомненно, запомнились филигранные графические работы московского математика, доктора физико-математических наук, профессора МГУ Анатолия Тимофеевича Фоменко. га, тоже черта современности. Уметь рассказать о сложном понятно и правильно, конечно же, искусство. Остановимся наконец на непосредственных контактах искусства с наукой, возникающих при создании писателями произведений на тему о науке и ее людях. Наряду с так называемой «деревенской» и «производственной» прозой возникает и все громче заявляет о себе проза «научная». Это и естественно — в эпоху НТР значимость науки в жизни общества резко повышается; стремительно возрастает число людей, занятых наукой, ее творящих или обслуживающих (резкой грани между первыми и вторыми не существует). Научные профессии впервые в истории человечества становятся массовыми. Совершенно закономерно и стремление литературы (реалистической прозы) проникнуть в мир научных проблем, отразить жизнь и быт, взаимоотношения и столкновения людей, связанных с наукой, или, как принято говорить, ученых. Мне лично этот термин не кажется удачным в силу его оценочного, превозносящего оттенка. Не всякого человека, связанного по роду деятельности с наукой, следует называть ученым. С другой стороны, в наше время коллективного научного творчества трудно бывает отличить творцов от исполнителей (менее всего этому помогают ученые степени и звания). По-видимому, в большинстве случаев вполне уместно заменить торжественное слово «ученый» более нейтральным «научный работник». Со вступлением науки в новую, массово-коллективную фазу (хоте» лось бы назвать ее «научным половодьем») смещаются привычные акценты. Наука движется широким фронтом, на нем неизбежны известные параллелизмы и повторения; теряет актуальность проблема научного приоритета, так рьяно дебатировавшаяся лет 20—30 назад. Отходит в прошлое и излюбленный тип художественной литературы — ученый-одчночка, одержимый и вдохновенный, человек «не от мира сего». Наука превращается во вполне заурядную область человеческой деятельности. Для массового научного работника характерна не поза роденовского «Мыслителя», а многообразные формы вполне конкретной деятельности, включая и самые прозаические (раздобывание, согласование, оформление отчетов). 24 |