Техника - молодёжи 1982-07, страница 46

Техника - молодёжи 1982-07, страница 46

Развернутая программа производства биоэнергии планируется в

США. Пока биомасса (в основном вторичное сырье деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности) дает менее 2% всей энергии страны (1,5% по данным 1977 года). Однако министерство энергетики заверяет, что к 2000 году эта цифра достигнет 40%. Сейчас свыше 20 американских городов располагают проектами переработки органических отходов в топливо. Намечена закладка крупных * энергетических» плантаций быстрорастущих пород деревьев и обширных морских ферм (площадью до 470 квадратных миль) в прибрежной зоне для выращивания водоросли макроцистис с ее последующей переработкой в метан. Теоретически считается, что такие морехозяйства могли бы давать столько же природного газа, сколько сейчас потребляется в США.

Каковы же перспективы * зеленой» энергии? В настоящее время изучаются возможности совершенствования фотосинтеза: например, путем снижения энергетических потерь при дыхании растений, сжигании образуемых фотосинтетических продуктов или даже путем создания искусственных биологических систем, воспроизводящих естественный фотосинтетический процесс в «улучшенном» варианте. Интересные работы в подобном направлении ведутся и в нашей стране. Что же касается самих растений, то здесь внимание специалистов все больше привлекают отдельные их представители, отличающиеся особыми уникальными качествами. Например, млечный сок некоторых растений содержит смесь органических веществ с молекулярным весом 10 000—50 000, близких углеводородам нефти. Лауреат Нобелевской премии, американский химик М. Калвин заложил в Южной Калифорнии опытную делянку одного из таких «нефтяных» растений — молочая, который может давать, по его расчетам, до 100 баррелей (14—16 м3) «черного золота» с гектара. Достоинство молочая заключается еще и в том, что его можно культивировать на засушливых бесплодных землях, непригодных для большинства сельскохозяйственных культур.

Разрабатывается идея создания и «водородного» растения за счет изменения хода метаболических реакций в определенных породах деревьев, с тем чтобы резко повысить выход одного из конечных продуктов обмена веществ — водорода. Если это удаСтСя, то можно будет отводить газообразное горючее прямо от лесопосадок по пластиковым трубам в общую магистраль для подачи потребителям.

Не меньшие надежды возлагаются на представителей водной растительности. В первую очередь здесь следует отметить морскую водоросль дуналиеллу, которая в условиях повышенной солености способна синтезировать в значительных количествах ценные углеводороды (в частности, глицерин), и широкоизвестную хлореллу, грамм которой может содержать до 22 кДж энергии.

Превращается в помощника человека и водяной гиацинт, еще в недавнем прошлом бич водоемов. Этот водный сорняк с милыми голубыми цветочками, родом из Бразилии, был завезен на другие континенты в качестве декоративного растения для садовых бассейнов. Вот тут-то цветочки и обернулись «ягодками» — водяной гиацинт стремительно распространился по всему миру и сейчас «оккупирует» водоемы более чем 50 стран Северной Америки, Африки, Азии и Австралии. Дело в том, что он размножается устрашающе быстрыми темпами. Как-то подсчитали, что одно растение через три месяца дало потомство из 248 181 особи, то есть число растений удваивалось примерно каждые 5 дней. Обширные пространства Миссисипи, Ганга, Нила, Конго, Замбези и других рек покрыты этим сорняком, который нарушает экологическое равновесие водоемов и затрудняет их использование.

Сейчас предложен оригинальный способ, позволяющий бороться с водяным гиацинтом и одновременно получать экономическую выгоду. Предполагается изымать из водоемов быстрорастущую зеленую массу и подвергать ее анаэробному сбраживанию в метан. Правда, такое решение более реально для стран с теплым климатом, где вегетация этого растения может происходить круглый год. Подобный проект осуществляется в Судане.

Итак, целый ряд стран активно занимается сейчас разработкой планов широкого использования солнечной энергии, включая производство «зеленой» энергии. В частности, подчеркивается важная роль гелиоэнергии для экономического подъема слаборазвитых государств, техническая отсталость которых ограничивает их возможности использования других видов энергии (например, атомной). В то же время следует отметить, что среди стремительно растущего числа публикаций по биоэнергии в последнее время начали появляться статьи, предостерегающие от слишком бурного увлечения этим направлением поисков. Отмечается, что производство топлива из биомассы может быть сопряжено с серьезными последствиями (в част-

Грозный «оккупант» водоемов превращается в ценного поставщика энергии.

ности, интенсивное ее сжигание еще больше осложнит проблему повышенного содержания углекислого газа в атмосфере). Наиболее резкая критика была высказана профессором В. Лаберье, директором Института экспериментальной биоценологии и агросистем (Франция). По его мнению, пока в мире существует голод, дефицит продуктов питания, процесс фотосинтеза надо использовать только для сельскохозяйственного производства.

И действительно, вряд ли оправдан столь резкий крен в сторону биоэнергии, напоминающий скорее модное увлечение, чем продуманный подход к решению энергетической проблемы. С одной стороны, конечно, такое направление поисков лишний раз подтверждает, что новое — это хорошо забытое старое. Иными словами, на новом витке спирали своего исторического развития человек опять обратил свой взор к самому древнему виду топлива — биомассе растений. Но теперь он пытается более эффективно использовать возможности «зеленых прометеев» по сбору энергетического урожая Солнца. С другой стороны, очевидно, необходимы совместные исследования биологов, инженеров, экономистов для того, чтобы полностью оценить перспективы биоэнергии, ее стоимость и пути ее наиболее рационального использования. Только тогда можно будет сказать, какой вклад может внести она в разрешение энергетической проблемы.

43