Техника - молодёжи 1982-12, страница 62

Техника - молодёжи 1982-12, страница 62

Однажды Плата за добро

Известный русский ученый, профессор Московского университета Н. Бугаев (1837 — 1903) — отец поэта Андрея Белого — отличался своеобразным характером. Так, однажды н нему обратился за содействием молодой математик Л. Лахтин, искавший место преподавателя. Бугаев принял просителя весьма сурово, и никаких обещаний поддержать его не дал. Однако через несколько дней выяснилось, что профессор переговорил с нем надо, дал соискателю лестную характеристику, и вскоре тот получил место.

Позднее Лахтин узнал, что такой образ действий был обычен для Бугаева.

— Всякое доброе дело, — не уставал повторять он, — надо искупить своим страданием: иначе было бы слишком легко делать добрые дела.

А раз на студенческом концерте Н. Бугаев с женой оказались рядом с молодым и красивым профессором Н. Жуковским. На втором акте жена попросила Бугаева поменяться с ней местами и села рядом с Жуковским, чтобы время от вре

мени пользоваться его биноклем.

Бугаев был этим страшно недоволен и впоследствии не упускал случая попенять Жуковскому:

— Нет, нет, что бы ни говорили, а вы человек опасный. Недаром же усы колечком закручиваете...

логического института в лабораторию маститого ученого Хартри — старого сотрудника А. В. Хилла, лауреата Нобелевской премии. Хартри прославился как тонкий исследователь временных отношений в процессах возбуждения и сокращения мышцы. Так вот, зайдя в лабораторию, Евгений Михайлович поразился увиденному: перед высокочувствительным гальванометром в штативе была зажата пробка с воткнутой в нее столовой внлной. На вопрос, что бы это значило, Хартри ответил, что однажды, когда он с Хиллом ставил опыт, им понадобилось для отсчета интервалов времени устройство, способное прерывать луч, падающий на зеркальце гальванометра. Под рукой не было подходящего прибора, но, н счас-стью, период колебаний вилки оказался как раз таким, какой требовался. С тех пор лет двадцать она и служила прерывателем.

Этот случай напоминает о тех временах, когда крупные открытия нередко делались с помощью простейшей техники.

Пробка да вилка -вот и прибор

В 1930 году молодой советский физиолог и биохимик Е. М. Крепе (ныне академик), будучи в Кембридже, зашел в подвал физио-

Время — огонь

В давние времена люди наряду с солнечными, водяными и песочными пользовались еще и огневыми часами. Так, английский король Альфред Великий (871—901) приспособил свечи рля регламентирования своей дневной работы. Свеча, которая сгорала полностью примерно за у« суток* помещалась * внутри деревянного фонаря с оконцами из тонкого рога для защиты огня от сквозняков. Французский король Людовик IX (1215 — 1270) для измерения времени пользовался трехфутовой свечой.

Карл V пользовался свечами, размеченными на 24 части. Специально назначенные люди периодически приходили и докладывали ему, до каного деления догорела свеча, чтобы монарх мог планировать свою дальнейшую деятельность, проводникам в Альпах размеченная свеча служила будильником. В определенном месте в свечу втыкалась булавка, к которой привязывался тяжелый предмет.

Когда огонь добирался до булавки, предмет падал на пол и будил путников.

Огонь как средство измерения ночного времени осо бенно широко использовался в Китае Древесину особого сорта толкли, истирали в муку и приготовляли из нее тестообразную массу, которая шла на формование полуметровых палочек толщиной в палец и трехметровых шнуров толщиной с гусиное перо. Палочки вставлялись вертикально в металлические вазы и медленно тлели, отсчитывая время и попутно наполняя помещение благоуханием. Шнуры свертывали в кольца, образовывая из них коническую спираль, расширяющуюся книзу, и подвешивали ее на кронштейне над поддоном. Чтобы завести такие часы, нужно было запалить спираль с нижнего конца. Отметин, делавшиеся на спирали, делили ночное время на пять частей. Такой способ измерения времени был достаточно точен. При желании владелец часов мог легко превратить их в будильник, подвесив маленькую металлическую

гирьку в определенном месте спирали Огонь, дойдя ^о подвеса, пережигал ни < к* , и гирька с шумом падала на медный поддон.

Для приблизительного измерения времени наши предки использовали масляные лампы. Сосуд, куда заливалось светильное масло, изготавливался из стекла, а по шкале, нанесенной на сосуде, можно было следить за уровнем оставшегося масла. Несколько таких примитивных приборов можно встретить в музеях Европы.

Г. ЕФИМОВ

Наш первенец

Первый советский трактор. Когда он был создан? Увы, даже БСЭ неточно отвечает на этот вопрос говоря, что тракторостроение в СССР возникло в 1923 году, когда на заводе «Красный путиловец» было организовано производство тракторов «Фордзон-путиловец». Между тем первенец появился еще в 1921 году на Кич-касских госзаводах Ni 14 и 11 (вблизи Запорожья). Тогда под руководством инженера Л. А. Унгера был создан опытный образец трехколесного трактора «Запорожец» оригинальной конструкции На нем стоял двух!актный одноцилиндровый нефтяной двигатель «Триумф» мощностью 12 л. с.

На испытаниях летом 1922 года «Запорожец» полностью себя оправдал. Расходуя 18 кг сырой нефти, он вспахивал десятину земли на 25 мин. быстрее американского «Фордзона», которому для обработки той же площади требовалось 36 кг керосина.

Серийный выпусн «Запорожца» наладил к на ток-макском заводе «Красный прогресс».

Сохранился только один «Запорожец» из 800. Он был выпущен в 1924 году с порядковым номером 107. В коммуне «Третий интернационал» Черниговской области, на нем работал тракторист М. И. Роснот — бессменно, 34 года. Во время фашистской оккупации он разобрал машину и спрятал части в землю, а после изгнания оккупантов собрал вновь и продолжал работать на ней В 1958 году машину поставили на вечную стоянку в павильоне Черниговского областного исторического музея.

Я, комсомолец 20-х годов и участник социалистического переустройства села, был в 1924 году свидетелем одного из состязаний советского первенца с «Фордзо-иом» в селе Осипенко Запорожской области. Многие события тех лет ныне отражены в экспозиции местного музея, основанного ветеранами труда колхоза «Дружба». Они не теряют надежды, что удастся отыскать для этого музея еще один экземпляр «Запорожца», и просят сообщить о находне в село Осипенко.

И. ГОЛОВАТЫЯ г. Бердянск