Техника - молодёжи 1982-12, страница 8

Техника - молодёжи 1982-12, страница 8

НАУКА И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

ДЖЕРМЕН ГВИШИАНИ, академик, заместитель председателя ГКНТ СССР, директор ВНИИ системных исследований АН СССР

В Отчетном докладе XXVI съезду КПСС товарищ Л. И. Брежнев сказал: «Конкретная забота о конкретном человеке, его нужда» и потребностях — начало и конечный пункт экономической политики партии». Какой вклад вносит отечественная наука ■ сферу удовлетворения потребностей советского человека! Каким образом научно-техническая революция меняет традиционную ориентацию исследований, направляя и» на

решение насущны» производственны», экономических и социальных задач» Какие проблемы возникают в области изучения самих человеческих потребностей!_

На эти вопросы отвечает выступление заместителя председателя Государственного комитета СССР по науке и технике, директора Всесоюзного научно-исследовательского института системных исследований АН СССР академика Джермена Михайловича Гвишиани.

Наша эпоха необычайно динамична и многолика. Ее называют космической и атомной, эпохой угрозы экологического кризиса и термоядерной войны, эпохой демографического взрыва и крушения колониализма, эпохой противоборства двух общественных систем — капиталистической и социалистической — и эпохой борьбы за развитие международного сотрудничества, за укрепление мира и обуздание гонки вооружений.

Ее справедливо называют также эпохой научно-технической революции. Более того, к какому бы из упомянутых обликов современной эпохи мы ии обратились, мы увидим, что в его формировании иауке принадлежит выдающаяся роль.

НТР — это качественно новый уровень в развитии общества. Наука превращается сегодня в ведущую производительную силу, а вся материально-техническая база преобразуется в соответствии с ее революционизирующими достижениями. Здесь и автоматизация производства, и широкое использование электроники, ЭВМ, микропроцессоров в управлении технологическими системами, радикально меняющие «позицию» человека в производственных (а постепенно и в непроизводственных) процессах. А это значит, что в конечном счете НТР оказывается не только «единством революций» в науке и технике, но и преобразователем структуры потребностей как отдельного человека, так и социальных групп, народов, цивилизаций. Естественно, в различных обществах НТР имеет различные социальные предпосылки и во многом противоположные социальные последствия, но в любой стране она ведет к глубоким преобразованиям во всех сферах.

Отсюда видно, что соотношение науки и человеческих потребностей в условиях НТР — проблема чрезвычайно серьезная. Речь идет не об отдельных научных дисциплинах, а о науке в целом, более того — не о науке самой по себе, а о ее соотношении с человеческими потребностями, которые нужно рассматривать комплексно, во всем их многообразии и с учетом всех их взаимосвязей как между собой, так и с наукой и обществом в целом.

Взаимоотношение науки и человеческих потребностей определяется двумя группами факторов: технико-производственными, включая продукцию или средства для удовлетворения потребностей, и социально-культурными. Взаимоотношение это подлинно диалектическое: достижения науки, воплощенные в процессах научно-технической революции, выступают как средство удовлетворения человеческих потребностей и одновременно как источник новых потребностей.

Из опыта мы знаем, что эти группы факторов по-разному влияют на науку в различных социаль-но-культурных условиях и на различных этапах ее собственного развития. Технико-производственные воздействуют на иауку через заказы и распределение денежных средств. Вместе с тем в условиях НТР возрастает и обратное влияние иауки на производство, она превращается, как уже отмечалось, в ведущую производительную силу. Что касается социальных факторов, то сила н характер их влияния зависят от типа общества и его культуры, а также от этапа развития науки как социального института.

В этой связи можио констатировать существенные изменения во

взглядах на социальную функцию иауки за последнее, сравнительно короткое время: в недавнем прошлом бытовала идеология «чистой» иауки, независимой от социальных факторов, затем сформировалось представление о технико-экономической функции науки как непосредственной производительной силы, призванной выполнять внешние для нее социальные заказы; сегодня же все больше осознается необходимость детерминировать ее развитие и инициируемый ею научно-технический прогресс четкими гуманистическими ориентирами. Сложность и противоречивость процессов, с которыми человечество сталкивается в ходе научно-технической революции, их высокая скорость, масштабы последствий побуждают советских учеиых относиться к науке как к социальному институту, на который возлагаются функции подготовки; обоснования н прогностического обеспечения стратегических решений.

Такое восприятие не случайно возникло именно в социалистических странах. Общественная собственность на средства производства ставит перед учеными не узко-утилнтарные, а широкие, социально значимые проблемы и задачи. Советский Союз стремится направить развитие науки на удовлетвореиие потребностей людей, полнее использовать ее возможности для скорейшей реализации наших общенациональных программ, в частности Продовольственной. Особенность современного этапа состоит в том, что сама постановка проблем и задач, связанных с удовлетворением человеческих потребностей, все в большей мере ожидается от самой науки. В докладе иа XXVI съезде КПСС JI. И. Брежнев подчеркнул:

6