Техника - молодёжи 1983-01, страница 7

Техника - молодёжи 1983-01, страница 7

КОРМА ИЗ... ТУНДРЫ

НИКОЛАЯ ШИЛО, академик, председатель президиума Дальневосточного научного центра АН СССР, Герой Социалистического Труда

В статьях, помещенных в № 4 за 1975 год и № 10 за 1978 год, журнал уже знакомил читателей с системой заполярного луговодства, предложенной геологами и мерзлотоведами Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института, ДВНЦ АН СССР. Основа этого предложения не так уж сложна.

В 1903 году якутский генерал-губернатор докладывал столичному начальству: «Земледелие на Севере невозможно». Обосновывая этот тезис, он писал: «На северной земле курице с петухом негде прокормиться, не только людям. Что касается Колымского округа, то здесь при очень коротком лете, низких температурах, ранних заморозках, болотной почве с вечной мерзлотой на глубине 6—7 вершков от поверхности земледелие не имеет будущности».

Что касается природных условий тундры, высокопоставленный царский чиновник был прав. За прошедшие 80 лет они не стали более благоприятными. А вот его пессимистический прогноз о перспективах северного земледелия ныне полностью опровергнут. Причем опровергнут не только научными экспериментами, но и практикой чукотского совхоза «Северный», освоившего систему заполярного луговодства. Авторы этого способа в 1980 году были удостоены Золотой медали ВДНХ. Разработка СВКНИИ «Новый метод формирования долговременных луговых угодий на днищах искусственно осушенных термокарстовых озер тундровой зоны СССР» утверждена постановлением Госплана СССР от 30 октября 1980 года для осуществления министерствами и ведомствами страны. Во исполнение этого постановления коллектив авторов — мерзлотоведов, географов, специалистов сельского хозяйства и мелиораторов — под нашим научным руководством разработал рекомендации по созданию на спущенных термокарстовых озерах субарктической тундры высокопродуктивных сенокосов. Вот кратко основные положения этих рекомендаций, которые в полном виде могут быть получены в СВКНИИ г. Магадана.

Выбор термокарстовых озер для осушения. На пространстве от Кольского полуострова до Чукотки пло-

Стоит спустить воду из термокар-стового озера, расположенного в мохово-лишайниковой тундре, как его дно, или тальвег, в течение двух-трех лет полностью зарастает, причем не мхами и лишайниками, а высокопродуктивными луговыми травами.

За прошедшие годы на Севере накоплен определенный практический опыт заполярного луговодства.

щадь таких озер составляет несколько десятков миллионов гектаров. Конечно, не все они пригодны для осушения. В первую очередь подходят озера площадью не менее 200 га с ровным рельефом дна, где можно эффективно применять современную мощную технику. Причем есть возможность выбрать наиболее близкие к животноводческим фермам (до 200 км при расчете на доставку кормов по зимнику и до 400 км — по водным артериям). Озеро должно быть расположено на местности (лучше всего на ее господствующих увалах) так, чтобы обеспечить сброс воды самотеком в соседние озера, ручьи, реки.

Основы технологии мелиоративных работ и. проектирования сооружений. Систему плотин, каналов, перекачивающих станций желательно рассчитывать на двойное регулирование. Оно должно обеспечивать не только максимально полный спуск воды со всего тальвега в период весеннего снеготаяния или затяжных дождей перед уборкой урожая, но и периодическое затопление осушенной площади для борьбы с особым явлением — мерзлотным заболачиванием. Тундра — это зона избыточного увлажнения. Поэтому все озера имеют здесь тот или иной сток. Но прокладка канала по таким речкам — дело очень дорогое. Поэтому канал следует проложить прямо по мерзлым грунтам к ближайшему водоприемнику. Чем больше он пройдет по подземным ледяным жилам, тем лучше. При этом следует максимально использовать термоэрозию, то есть тепловой размыв обычных для тундры льдонасыщенных несвязных грунтов. Поток воды, пущенный по прорытому узкопрофильному каналу, быстро углубляет и расширяет его. Окончательное осушение целесообразно вести, откачивая воду из углубления, вырытого в наиболее низком месте дна.

В процессе строительства мелио-

Но немало проблем все еще остаются нерешенными. Вот почему наш корреспондент обратился к инициатору и руководителю работ в этой области академику Николаю Алексеевичу Шило с просьбой высказгть рекомендации по широкому внедрению в сельскохозяйственную практику этого перспективного способа кормопроизводства.

ративных сооружений планировку тальвега следует строго ограничить, поскольку плодородный слой на дне термокарстовых озер довольно тонок, а под ним лежат бесплодные грунты. Нарезку сетей и для осушения и для орошения на дне спущенного озера можно провести через год-два после водосброса легкими канавокопателями, буксируемыми болотными тракторами.

При проектно-экономических расчетах целесообразности тех или иных мелиоративных и агрономических мероприятий следует исходить из того, что стоимость осушения 1 га с учетом переброски техники по воздуху составляет примерно столько же, сколько стоимость 1 т завозного сена.

Агроэкологические особенности тальвегов спущенных озер предопределяются глубиной озерной котловины, которая варьирует от 2 до 6 м, неоднородностью агрохимического и гранулометрического состава донных отложений. Химическая реакция у них обычно кислая, так что их целесообразно известковать. Температурный режим осушенных тальвегов гораздо благоприятнее для произрастания луговых трав, нежели у окружающих тундровых почв. Это обеспечивает сезонную оттайку под лугами на глубину до 100—130 см, тогда как обычный для тундры максимум составляет лишь 50 см. Еще одна немаловажная особенность тальвегов — на них полностью отсутствуют семена сорных растений, а есть только семена полезных луговых трав. По-видимому, их заносят сюда водоплавающие птицы.

Создание высокопродуктивных сенокосов на спущенных озерах возможно даже при экстенсивном ведении хозяйства, когда человек почти не вмешивается в процесс самозалужения и лишь собирает естественно созревающий урожай трав. При этом тальвег в первый год зарастает в основном прикорневыми

5

г