Техника - молодёжи 1983-01, страница 9

Техника - молодёжи 1983-01, страница 9

СЛАГАЕМЫЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

щенкых озер заключается в регулировании питательного и водного режима, уничтожении старики и мха, ремонте участков с выпавшим травостоем.

Важное значение для обеспечения продуктивного долголетия сенокосов имеет поддержание оптимального питательного режима, достигаемое своевременным внесением комплекса удобрений. Оно способствует развитию азотфиксирующих водорослей, уничтожает моховой покров, ускоряет образование высокопродуктивных злаковых травостоев, в 2—3 раза повышает продуктивность и долголетие сенокоса.

При использовании зеленой массы сенокосов на производство травяной муки или закладку силоса дозы азота и фосфора целесообразно увеличить до 180—240 кг действующего вещества на гектар. Даже при таких повышенных дозах внесение каждого килограмма удобрения оплачивается получением дополнительных 20—30 кг высококачественного сена.

Внесение удобрений лучше всего проводить с самолета, так как подкормка с него обходится в 2—3 раза дешевле, чем с вертолета, и в 7 раз дешевле по сравнению с тракторным разбрасывателем.

В отличие от центральных районов страны мульчирование поверхности почвы в тундре не только не полезно, но и вредно. Поэтому луга должны тщательно очищаться от остожья, старики, наносной ветоши, мхов, которые снижают теплообес-печенность поверхностного слоя почвы. Очистка достигается вычесыванием лугов граблями, их заливанием полыми водами, а также ран-невесенним или позднеосенним палом.

Активно идущий процесс омо-ховения легко останавливается внесением повышенной дозы азотных удобрений (до 200 кг/га).

Процесс развития заполярного луговодства необходимо проводить с учетом чрезвычайной уязвимости природы северных территорий, предусматривая полный комплекс природоохранительных мероприятий, начиная с тщательного учета всех компонентов среды, таких, как воздушный и водный бассейны, поверхность, флора и фауна, места гнездовий, наличие полезных ископаемых, исторических, археологиче

ских и природных памятников, ры-бохозяйственное значение водоемов, маршруты движения оленьих стад и т. д.

При развитии кормопроизводства в тундре следует учитывать, что заполярное луговодство на спущенных термокарстовых озерах не единственный способ возделывания кормовых трав на Севере. Большие перспективы имеет и успешно внедряемая в настоящее время комплексная технология улучшения и интенсивного использования пойменных лугов Лены, Енисея, Оби, других крупных рек Севера и их притоков. Но их площади существенно меньше, чем площади термокарстовых озер, поэтому мы считаем, что дальнейшее промедление с внедрением нашего способа недопустимо. Пока с его помощью освоено всего около 3 тыс. га спущенных озер, превращенных в высокопродуктивные луга. Еще недавно эта цифра нас очень радовала: для эксперимента это был серьезный размах. Но сегодня она может только огорчать, так как показывает, что делу до сих пор не придан государственный размах. А ведь мы обоснованно прогнозировали, что Чукотка не только себя полностью обеспечит сочными кормами и сеном, как это сделал совхоз «Северный» (единственное в стране молочно-животноводческое хозяйство, решившее проблему кормов без их получения со стороны и без каких-либо посевных площадей под ними), но и будет вывозить сено в южные районы Магаданской области, а возможно, и в Приморье. Ведь только в Нижне-Анадырской тундре по самым осторожным подсчетам 1 млн. га озер, которые легко превратить в высокопродуктивные луга. А по советскому побережью Северного Ледовитого океана таких лугов и пастбищ, опять же подчеркиваю, можно создать десятки миллионов гектаров.

К сожалению, наибольшей помехой внедрению нашего метода на Чукотке является неправильный подход Магаданского филиала Института Дальгипроводхоз к рекультивации подвергшихся мерзлотному заболачиванию лугов на днищах озер. Вместо предлагаемого в наших рекомендациях дешевого способа затопления заболоченных озерных котловин проектировщики из Минводхоза закладывают дорогостоящие и совершенно ненужные

осушительные каналы, причем очень большого сечения. Это приводит к удорожанию в сто и более (!) раз каждого гектара восстановленного луга по сравнению со стоимостью гектара впервые освоенной тундровой целины. Непримиримую позицию занимает в этом деле главный инженер филиала А. Д. Самойлов и дирекция Магаданвод-строя, которые заинтересованы в необоснованном удорожании проектов и получении с совхозов добавочных прибылей. Весьма странную позицию занимает и Магаданский зональный НИИ сельского хозяйства Северо-Востока. С одной стороны, этот институт от своего имени, даже не согласовав с авторами и производственным управлением сельского хозяйства Магаданского облисполкома, в 1981 году опубликовал «рекомендации» по заполярному луговодству на осушенных озерах, допустив в них ряд серьезных ошибок, что повредило делу. А с другой стороны, за 13 лет существования опорного пункта института на созданных по нашим рекомендациям лугах под Анадырем, он так и не дал никакой отдачи производству, хотя бы в области травосеяния. Поэтому совхоз «Северный» щ>лучал и получает корма и добился экономического эффекта в 7,5 млн. рублей только за счет внедрения наших разработок по са-мозалужению спущенных озер местными мамонтовыми травами.

Надеюсь, что публикация наших рекомендаций в таком журнале, как «ТМ», поможет местным работникам повсюду начать наступление на приполярную целину. Ведь, как записано в Продовольственной программе СССР, «партийные и советские органы республик, краев и областей несут всю полноту ответственности за надежное снабжение населения продовольствием, и прежде всего за счет наращивания производства этой продукции на местах». Но решающая победа в этом наступлении будет одержана только в том случае, если ему окажут наконец свою вескую поддержку такие компетентные органы, как Министерство сельского хозяйства СССР.

Научные основы освоения тундры созданы и апробированы. Дело за их массовым практическим внедрением. И здесь, я уверен, огромная роль опять будет принадлежать Ленинскому комсомолу.