Техника - молодёжи 1983-06, страница 29

Техника - молодёжи 1983-06, страница 29

Историческая серия <ТМ> ПЕРВЫЕ АМФИБИИ

Поя редакцией: заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, доктора технических наук, Героя Социалистического Труда, лауреата

Государственных премий НИКОЛАЯ АСТРОВА; доктора технических наук, полковника-инженера ВЛАДИМИРА МЕДВЕДКОВА. Коллективный консультант: Центральный музей Вооруженных Сил СССР

В процессе совершенствования бронетанковой техники были созданы бронированные вездеходы, уверенно преодолевавшие бездорожье, крутые подъемы и канавы. Только реки оставались для них непреодолимым препятствием. Проблему надо было срочно решать, поскольку не каждый мост выдерживал тяжелую бронированную машину.

Правда, начиная с 1932 года, танкостроители сумели обеспечить войска средствами форсирования водных преград, разработав ряд образцов удачных плавающих танков. Широкие, низкие, напоминающие понтоны корпуса, гусеничный движитель позволяли танкам-амфибиям сохранять остойчивость на плаву и сравнительно легко преодолевать границу между водой и сушей. Сложнее обстояло дело с автомобилями, тем более с громоздкими броневиками. Большие колеса и ниши, предназначенные для них, высокий центр тяжести затрудняли создание остойчивого водоизмещающего корпуса с хорошими гидродинамическими свойствами и в приемлемых для армии габаритах. Кроме того, предстояло еще разработать лривод гребного винта, уплотнения выходов многих вращающихся валов, систему охлаждения двигателя на плаву. К тому же колесный движитель не обеспечивал надежного сцепления колес с вязким грунтом у берегов. Но, как говорится, игра стоила свеч, ибо успех сулил значительно расширить боевые возможности бронеавтомобилей.

Проектировать плавающий броневик поручили группе ижорских конструкторов во главе с талантливым инженером Н. Я. Обуховым. В конце 1932 года на базе трехосного шасси «Форд-Тимкен» был построен плавающий бронеавтомобиль-дрези

на БАД-2. Ижорцы впервые в мире попытались создать универсальную вездеходную бронемашину с мощным пушечно-пулеметным вооружением. В передней конической башне размещалась 37-мм пушка (60 снарядов), в цилиндрической кормовой, установленной несколько ниже, на уступе корпуса — пулемет ДТ. Еще один ДТ находился в шаровой опоре лобового листа.

Водонепроницаемый корпус длиной 5,28 м с заостренным носом, сваренный из 6-мм листов катаной брони, на первый взгляд напоминал бронекатер, поставленный на колеса. Впервые в отечественной практике корпус бронеавтомобиля был несущим — все агрегаты связывала броня.

На колеса задних ведущих осей надевались металлические гусеницы, повышавшие проходимость машины по мягким грунтам. Для езды по рельсам колеса заменяли железнодорожными бандажами. Движение на плаву обеспечивал гребной винт, укрепленный на конце червяка передачи заднего моста, а маневрирование производилось путем поворота передних колес.

БАД-2 оборудовали рацией, оснастили двумя баллонами, с помощью которых выпускалась дымовая завеса, а для откачки воды, попавшей в корпус, служил трюмный насос. При сравнительно большом забронированном объеме масса БАД-2 составляла всего 4,6 т, поэтому машина развивала на рельсах скорость 65 км/ч, по дороге — 50 км/ч и на плаву — 5 км/ч.

Показанный на первомайском параде 1933 года в Ленинграде броневик произвел сильное впечатление: до той поры никто не видел колесную боевую машину, переплывавшую такую широкую реку, как Нева. Начало было многообещающим, но представители армии потребовали усилить броню и вооружение, повысить надежность машины.

Это было сделано на ПБ-4, построенном в 1935 году на базе такого же трехосного шасси. В единственной башне этого броневика разместили мощную танковую пушку калибром 45 мм (52 снаряда) со спаренным пулеметом ДТ. Конструкторы упростили конфигурацию несущего бронекорпуса, сделав его близким к форме БА-3. При возросшей боевой массе (толщина брони достигла 7 мм) плавучесть машины улучшили, установив по бортам близ кормы понтоны, заполненные прессованной пробкой.

Размещенный, как на БАД-2, трехлопастной гребной винт, к сожалению, вращал при движении в воде колеса, что увеличивало гидродинамические потери машины. Воздух для охлаждения двигателя

подавался через нижний носовой люк, который водитель закрывал перед входом в воду. Из моторного отделения нагретый воздух удалялся через щели в бортах за отделением управления. В систему охлаждения двигателя входил и теплообменник, омываемый забортной водой, что позволяло избежать одного из главных недостатков предшествовавшей модели — перегрева мотора и облегчить условия работы экипажа.

Проходимость ПБ-4 по суше улучшали съемные гусеницы «Овер-ролл» и запасные колеса, установленные по бортам, которые могли' свободно вращаться.

Выпущенный небольшой серией для войсковых испытаний, ПБ-4 позволил накопить опыт работы по созданию плавающих бронемашин и по их применению в армии.

Однако малая удельная мощность двигателя предопределила и низкие средние скорости этой в общем-то удачной машины.

Поэтому боевую массу очередной модификации, ПБ-7, построенной в 1937 году, заметно уменьшили (до 4,5 т), в основном за счет корпуса более рациональной формы. Это новшество позволило обойтись без бортовых поплавков. Увеличенный наклон стенок из 8-мм бронелистов (лоб и башня) повысил пулестой-кость корпуса, защищавшего экипаж из 3 человек, а использование отечественного трехосного шасси ГАЗ-ААА с 50-сильным двигателем способствовало тому, что возросла удельная мощность машины, а отсюда — ее маневренность и скорость, особенно на плаву.

Только все это далось дорогой ценой. В конической башне ПБ-7 стоял только один пулемет ШКАС (боекомплект 1000 патронов), пусть скорострельный, но обычного, «винтовочного» калибра, что, конечно, снизило боевую мощь колесной амфибии.

Добавим, что на этом броневике, выпущенном, как и его предшественники, малой серией, не удалось избавиться от все тех же недостатков: низкой надежности перегруженного шасси, плохой маневренности на плаву, затруднительного входа в воду и выхода на сушу.

Все эти недостатки в сочетании с одновременным появлением весьма удачных по тем временам плавающих танков привели к тому, что плавающие броневики так и не получили широкого распространения. Зато годы работы над ними позволили инженерам решить ряд важных проблем, тем самым заложив основу для создания в послевоенные годы более удачных образцов плавающих боевых машин.

ЕВГЕНИЙ ПРОЧКО, инженер

27