Техника - молодёжи 1983-11, страница 22

Техника - молодёжи 1983-11, страница 22

КАК НАКОРМИТЬ МОРЕ?

ЮРИИ ЦЕНИН, наш спец. корр.

НЕПТУН СЕРДИТСЯ

Документы научных конференций и производственных совещаний, заключения экспертных комиссий и постановления директивных организаций с неумолимой однозначностью подтверждают: море перешло в наступление. Оно отбирает у человека веками завоеванные и возделанные земли, лишает его излюбленных мест отдыха.

В результате нарушения каких-то природных процессов на Черноморском побережье резко снизилась берегозащитная способность песча-но-галечных пляжей. Протяженность размываемых берегов за последние 15 лет в пределах только Грузинской республики увеличилась до 220 км при общей длине побережья 312 км, отступление берегов в отдельных местах достигает в среднем 10 м в год. Морем смыто около тысячи прибрежных участков, в том числе чайные и цитрусовые плантации, разрушаются здания и сооружения, войны вторгаются на территорию прибрежных городов и курортов.

В первую очередь море съедает пляжи. И не только в Гаграх, где даже не слишком старые люди помнят сплошную 50-метровую полосу серебристого галечника, на который с шипением набегали лазурные волны и мирно гасли у ног отдыхающих. Теперь же волны бьются о бетонные стены, ♦ ежи», буны, разрушая их, угрожая прибрежным санаториям и самим воспетым в песне пальмам на улицах города. Лучший некогда в стране курортный берег на глазах одного поколения превратился в нагромождение колотого бетона и рваного железа.

В осенние штормы 1981 года чудом уцелел высотный дом отдыха «Энергетик», выстроенный в Гаграх всего лишь за год до этого. Возводя его в рискованной близости от моря, проектировщики надеялись на защитную бетонную стену. Однако стена не выдержала. Была разрушена штормами и часть волноот-бойной стенки у санатория «Украина»; в угрожающем положении оказался санаторий «Кавкаси-они».

Не однажды за последние годы нападало море на красавцы пансионаты Пицунды, преодолевая бетонные преграды, поставленные на его пути. Аварийные авралы, огромные затраты труда, техники, средств — вот цена, которую платили люди каждый раз, чтобы оградить 15-этажные корпуса, легкомысленно

ПРИРОДА Ш МЫ

поставленные на краю катастрофически убывающего пляжа.

Море уничтожило естественные пляжи на 30-километровом «лазурном берегу» между Адлером и Сочи, который постепенно превратился в противоестественную, хотя уже и привычную нашему глазу, систему бетонных клеток, разгороженных бунами, сложенными из 96-тонных омоноличенных бетонных кубов.

«Съедены» пляжи под Сухуми, в Поти и Кобулети, в Мюссерах и Очамчири... А заодно с ними сотни миллионов рублей, затраченных на строительство бетонных берегозащитных сооружений, не способных остановить наступление стихии.

На втором Всесоюзном съезде океанологов, собравшемся в Ялте в декабре минувшего года, называлась цифра: чтобы восстановить все пляжи, отнятые Черным морем, сегодня требуется затратить более 2 млрд. рублей! И эта цифра растет.

Значит, откладывать больше нельзя. Иначе разгневанный Нептун либо разорит нас, либо в конце концов лишит радости распевать песни про «море в Гаграх».

КУДА ЖЕ ИСЧЕЗАЮТ ПЛЯЖИ?

Этот вопрос я задал известному советскому океанологу и географу, лауреату Ленинской и Государственной премий, профессору Всеволоду Павловичу Зенковичу.

— Прежде давайте уточним, откуда берутся пляжи? — сказал профессор. — Для этого рассмотрим структуру прибрежной полосы, входящей в систему: суша (берег) — подводная часть — глубинные каньоны. Между всеми тремя частями этой системы существует извечное взаимодействие, которое до сравнительно недавней поры находилось в динамическом равновесии. Суша через стоки своих рек поставляет морю берегообразующие материалы — песок, щебень, гальку, илистые наносы. Именно из них — а не «с морского дна», как считалось раньше, — при помощи волновой энергии моря образуются наносные или, как мы их называем, аккумулятивные берега. В условиях Грузии, где преобладают ветры западных румбов, штормовые волны перемещают речные выносы вдоль берега со скоростью до 200 м в сутки и равномерно распределяют по пляжам.

Обратите внимание на то, в какой последовательности идет это рас

пределение: самая крупная галька отлагается на урезовой линии — там, где опрокидывается волна и где вода с наибольшей энергией вымывает все мелкие частицы. Более мелкие выносы распределяются последовательно вверх по пляжу так, что лишь в зоне максимального заплеска волн образуются узкие полоски песка. Подводный береговой склон является как бы зеркальным отображением надводного: до глубины 4—5 м, где наблюдается активное воздействие волн, откладывается крупная и мелкая галька; до глубины 15—20 м — песок; далее, до самых глубин, — глинисто-илистые наносы, вообще не участвующие в пляжеобразовании.

Что же забирает безвозвратно море? Ученые давно определили, что на кавказском побережье, обладающем достаточно крутым уклоном подводной части (от 3 до 5 метров на каждые 100 метров ширины дна), мелкие частицы — ил, песок, продукты истирания гальки — не удерживаются у берега и скатываются на глубину (поэтому, кстати, пляжи здесь в основном галечные в отличие от некоторых, более пологих берегов Крыма, Западного Кавказа). Эти потери составляют примерно 20—30% всех речных выносов. Все остальное, перемещаясь волновыми «потоками» вдоль берега, пополняет и обновляет пляжи, намывает берега, делает более плоскими подводные прибрежные склоны.

Непрерывное «пилообразное»

(вспомните косое движение набегающих волн!) перемещение миллионов тонн берегозащитных материалов поглощает штормовую энергию волн. Таким образом, любимые всеми пляжи — это, по существу, гигантские естественные амортизаторы морских берегов, предохраняющие их от разрушения.

Там, где выносы рек избыточны, где они превышают транспортирующую энергию моря, образуются новые прибрежные отмели, пляжи, плодородные земли. Так из наносов рек Риони и других море за тысячелетия сформировало Колхидскую низменность, на месте которой сравнительно недавно был залив. Так образовались знаменитая Пицунда и Сухумский мыс, насчитывающие всего 5 тысяч лет, и многие другие сельскохозяйственные и курортные районы побережья.

Если же выносы недостаточны, море начинает «съедать» пляжи, размывать берега и углублять прибрежную зону, возвращать себе завоеванную человеком территорию.