Техника - молодёжи 1983-11, страница 25

Техника - молодёжи 1983-11, страница 25

ский. Границы районов теперь определяются по ареалу распространения вдольбереговых потоков, для которых можно достаточно точно определить баланс наносов. Теперь у берегов Грузии шесть режим-но-исследовательских региональных лабораторий НПО. Они осуществляют надзор за состоянием берегов и эффективностью принимаемых мер, разрабатывают прогнозы развития берега, определяют виды и объемы строительно-ремонтных работ на каждое время года, контролируют качество этих работ и их практическую отдачу.

— Какова же эта отдача?

— Прежде всего она зависит, как я уже говорил, от научной обоснованности тех работ и мероприятий, которые нужно провести. Надо научиться правильно «кормить» море: точно выбирать место подсыпки, определять количество и качество вносимых на берег наносов. Например, если дефицит наносов во вдольбереговом потоке составляет 40 тыс. м3, а будет внесено только 30 тыс. м3, то такая подсыпка даст мало и может скомпрометировать саму идею.

Именно так раньше и было. Не соблюдалось и необходимое для данного участка качество вносимого балласта. Например, в течение пяти лет — с 1976 по 1981 год — на крутом и крупногалечном пляже в районе реки Репруа насыпалась мелкозернистая песчано-гравийная смесь. После шторма вся она оказывалась на соответствующей ее крупности глубине (вспомните «зеркальное» расположение наносов), и перемещалась в другие районы. В 1982 году мы применили здесь инертные материалы, сходные по крупности с естественными, и хотя насыпали столько же, как и в предыдущие годы, эффект получился несравнимый — пляж увеличился на глазах.

Раньше производственники могли либо прислушиваться к рекоменда^ циям ученых, либо нет. Теперь же мы диктуем наши условия в соответствии с утверждаемой проектно-сметной документацией.

Неполных два года работает НПО Грузморберегозащита, а результаты уже налицо. В 1982 году в районе Гагр было отсыпано 0,5 млн. м3 пляжеобразующего материала и после зимних штормов, которые сотрясали подпорные стенки всей парковой зоны и морвокза-ла, картина изменилась: возле них образовался галечный пляж шириной до 10 м! Улучшилось состояние всего 22-километрового берега от Тхеми до Пицунды.

В прошлом году мы провели естественные берегозащитные работы в наиболее аварийных районах по всему побережью, в резуль

тате за штормовой осенне-зимний период от местных властей не поступило ни одной жалобы о разрушениях (в предыдущем году их были десятки). Однако это процесс обратимый: если мы не усилим темпы работ или прервем их, море все заберет обратно.

— Существует ли конкретный план полного восстановления черноморских берегов?

— Да, наше НПО разработало научно и экономически обоснованную программу, в которой предусмотрено к 2000 году полностью восстановить и надежно защитить все прибрежные территории, приморские города и курортные зоны Грузии. Конечно, при условии, если будут выполняться объемы работ, намеченные по годам. Эти работы, стоимостью около 300 млн. руб., охватывают все 220 км побережья, подвергающиеся ныне размыву и разрушению. Чтобы представить масштабы необходимых работ, назову еще одну цифру: за эти годы потребуется перебросить в береговую зону 30 млн. м3 пляжеобразующего материала, то есть именно то количество, которое было вывезено в послевоенные годы.

Экономический подсчет показывает, что это обойдется в 2—3 раза дешевле, нежели берегозащита при помощи бетонных сооружений.

ВЕДОМСТВАМ НАДО ОБЪЕДИНИТЬСЯ

Итак, создана научно обоснованная многолетняя программа; есть квалифицированная организация, способная ее осуществить; появились и первые обнадеживающие результаты. Почему же на лице руководителя, человека, явно принадлежащего к деятельной породе оптимистов, людей, верящих в свое дело и черпающих неиссякаемую энергию в этой своей вере, я читаю тревогу и сомнение? Запомнилась и фраза: «при условии ежегодного выполнения...»

Да, море не дает скидки на наши субъективные трудности, оно требует оперативности и мобилизации всех сил. А возможности Груз-берегозащиты пока крайне ограниченны. Если аварийные участки берега в минувшем году были кое-как подлатаны, то другие, на r.^io-рые не хватило техники и средств, пришли на грань катастрофы. Это территории от Чаквы до Кобулети, в районе Поти, южнее реки Мюссе-ры, в Гудаутском районе и т. д.

Руководство республики по мере возможности "поддерживает новое учреждение — ему выделяются техника, деньги, придаются в подчинение строительные организации. Активно помогают НПО на местах. Например, в Гагрском района со

здан специальный штаб под руководством первого секретаря горкома партии Э. Э. Капба, который оказывает НПО помощь транспортом, механизмами, людьми. Благодаря вниманию и инициативе горкома дело восстановления пляжей в Гаграх продвигается успешно.

Но решить проблему в комплексе силами одной республики невозможно. Да это будет и несправедливо: ведь Черноморское побережье Кавказа — всесоюзная здравница, и наведение порядка на ее берегах — дело всесоюзное.

— У нас на побережье владеют территорией 40 всесоюзных министерств и ведомств, — рассказывает Кикнадзе. — Раньше каждое из них заботилось только о своем участке. Бетонные сооружения именно поэтому пользовались особым успехом у проектировщиков и застройщиков, что соответствовало лозунгу: «Мой дом — моя крепость...» Море и время показали порочность такой позиции. Ограждая себя, каждый наносил невольно урон другому, в результате все побережье пришло в угрожаемое состояние.

Если же все средства ващиты централизовать и использовать строго по программе единого компетентного органа, каким является НПО, то получится мощная сила, которую можно эффективно противопоставить наступлению

моря.

Скажем прямо, нам нужны не десятки и единицы, как сегодня, а сотни самосвалов, десятки бульдозеров и экскаваторов, балластные баржи и канатные грузовые дороги, пульпопроводы и обширные карьеры, которыми, кстати, будут пользоваться и строители. Наконец, нам нужно строгое законодательство против строителей-браконьеров, продолжающих, несмотря на запрет, брать гальку прямо из русел и с берегов рек, а кое-где и с пляжей: у таких нарушителей надо отбирать «браконьерские орудия» — автомашины и экскаваторы и передавать нам.

Необходимо также, чтобы гидростроители, хозяева электростанций, ирригаторы вносили свою реальнуй) лепту в восстановление черноморских берегов.

Все это реально и возможно. Надо только объединить усилия и средства организаций, трудящиеся которых набираются сил и здоровья в наших здравницах...

Мне бы хотелось закончить образными словами грузинского академика Нико Кецховели: «Природа Причерноморья ранена в сердце, и она нуждается в помощи. Ведь помогала и помогает природа люлг:?. Поможем и мм ей — долг пляжем красен».